Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И. И. Павлов)
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях провожу, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Вспомним сказанное И. П. Павловым: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Так как для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Таким образом, мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет связно, последовательно, логически рассуждать, у него развиты грамматические представления, память, мышление, внимание.
Усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.
В коррекционно-развивающей работе я опираюсь на то, что для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторики и звукопроизношением, моторики и связной речи, моторики и лексико-грамматического строя речи, моторики и высших психических функций. Предложенные игры и упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики и графических навыков, которые помогают в решении следующих задач:
Принципы, в основе которых лежит способ организации заданий:
Для детей с нарушениями речи логопедические занятия зачастую бывают трудны, а к тому же для детей свойственно неустойчивое внимание и они быстро устают. Имеющие игровые упражнения в арсенале логопеда помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.
Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.
Все представленные задания позволяют превратить занятия в увлекательную игру!
Список используемой литературы:
Автор: Деревицкая Татьяна Владимировна, учитель-логопед 2 квалификационной категории, детский сад № 95, г. Каменск - Уральский Свердловской области. Стаж работы 6 лет. Разработала стенд для родителей по развитию речи, участие в стажерских площадках, мероприятиях детского сада.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Владимировна! Ваша работа заслуживает внимания коллег, грамотно изложенный материал, интересная презентация. Желаю творческих успехов!
Уважаемая Ирина Владимировна! Спасибо Вам за проявленное внимание к моей работе. Пыталась четко, на нескольких примерах показать наши игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Одна из самых важных задач-заинтересовать детишек в занятиях и результате своей работе. Пока глазки не загорятся, сложно говорить о положительной динамике в коррекционной работе. Спасибо за пожелание успехов!
Материал полезный, всегда актуальный для дошкольников. Однако, презентация не доработана.
Уважаемая Светлана Александровна! Согласна с вами, пыталась сделать презентацию более лаконично. Поэтому, может быть, что-то и упустила. Если разбирать все упражнения, то практически по каждому разделу можно сделать отдельную презентацию. Я попыталась кратко обойти и показать используемые игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и речи одновременно. Спасибо за замечание!
Материал очень хороший и полезный для работы. Презентация великолепна. Спасибо!
Спасибо вам, Зайчуша! Надеюсь, что-нибудь пригодится для вашей работы.
Уважаемая Татьяна Владимировна! Ваша работа, несомненно, очень значима, влияние мелкой моторики на развитие ребенка уже давно никто не оспаривает. Но я не вижу, в чем ваша инициатива? Может быть, вы по каким-то особым признакам отобрали упражнения и систематизировали их? Или сами их придумали? Или еще в чем-то? Все-таки, конкурс у нас творческий, а компиляция - не творчество!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.