Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. И мы обратили внимание на таких детей.
Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Мы отметили, что эти дети слишком эгоцентричны и капризны. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.
Всё вышеизложенное обусловило выбор технологии коррекционно-развивающей работы, основанной на трудах Г.А.Урунтаевой и В.М.Минаевой, состоящий из 3 экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольно-аналитического.
Целью аботы стало создание благоприятных условий для проявления и выражения детьми своих эмоциональных состояний, для правильного восприятия и понимания эмоциональных состояний окружающих и литературных героев при чтении художественной литературы.
По итогам наблюдений определена контрольная группа детей и выбраны методы работы, такие как: беседы с воспитателями группы, психолого-педагогическое наблюдение за эмоциональным состоянием детей, изучение проявлений детьми социальных эмоций, психолого-педагогическое наблюдение за детьми при восприятии литературных произведений, беседы с родителями, психолого-педагогические исследования по Г.А.Урунтаевой.
В рамках изучения эмоциональной сферы у данной группы детей был проведён ряд диагностических исследований, в результате которых был разработан пошаговый алгоритм развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и представлен он следующим образом:
1 шаг: Знакомство с эмоциями (по фотографиям, сюжетным картинкам, пиктограммам, цветам).
2 шаг: Психологические этюды, упражнения, подвижные игры, направленные на развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения: «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».
3 шаг: Минутки изобразительной деятельности, когда дети прорисовывают все знакомые эмоции, рисовали своё настроение, настроение своего соседа, настроение воспитательницы и т.д.
4 шаг: Чтение, беседы, вопросы по прочитанному, создание проблемных ситуаций, считывание эмоциональных состояний литературных героев при помощи пиктограмм. Для каждого героя самостоятельно подобрать соответствующую пиктограмму.
5 шаг: «Тренируем» свои эмоции. С помощью зеркала дети учатся проявлять и контролировать эмоции.
6 шаг: Творческие задания, игры-миниатюры, участие в театрализованных представлениях.
После продолжительной работы отмечалась положительная динамика в эмоциональной сфере тех детей, с которыми проводилась коррекция.
Таким образом, можно утверждать, что благодаря технологическому подходу, примененному педагогом-психологом в МДОУ № 81, возможна эффективная и результативная работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошокльников.
Приложение: Презентация.
Автор: Гречко Оксана Евгеньевна, педагог-психолог МДОУ № 81, г. Мурманск, первая квалификационная категория, педагогический стаж работы – 8 лет; финалист муниципального этапа конкурса «Педагог-психолог Мурманской области – 2010», лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации – 2011».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Желаю Вам творческих идей в развитии этой важной для дошкольников темы! Эмоции это "главный дирежер" всего организма! Придаю этому первостепенное значение! Вижу это у Вас в работе. Успехов!
Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!