Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения, в котором я работаю, является формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими.
В группе комбинированной направленности совместно воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ. Это помогает «особым» детям» адаптироваться в среде здоровых сверстников, заложить основы социального здоровья- умения гармонично взаимодействовать с самим собой и другими людьми. Работа по воспитанию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:
Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе. Включает в себя индивидуальную коррекционную работу, игровые упражнения, работу с «экраном настроения», ведение индивидуальных книжек «Про меня».
Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, бесед, дружеских посиделок, совместных мероприятий. Для этого проводятся блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой: «Как мы общаемся», «Будем вежливы», «Давайте дружить», «Наши добрые дела и поступки» и др. В начале и конце дня проводятся ритуалы приветствия и прощания. Они выполняют функцию установления эмоционально- позитивного контакта с каждым ребёнком, формируют направленность ребёнка на сверстника. Ритуалы создают у детей ощущение безопасности, поддержки, увеличивают групповую сплочённость.
Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников. Выход из групповой изоляции мы видим в полноправном участии детей в межгрупповых мероприятиях детского сада, районных, городских мероприятиях, взаимодействии с социальными партнерами.
Включает в себя работу с родителями на тему «Толерантность – качество современного человека» . Традиционными в группе стали такие формы работы с родителями, как устный журнал, родительская гостиная с приглашением специалистов, общественных организаций, обмен опытом, семинары для родителей, беседы за круглым столом, 15-минутки, клубы по интересам («Защити свои права» , «Бабушкины посиделки», «Дружеские встречи» и др.), совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения («Предания старины глубокой», «Бабушкин сундучок», «Спортландия», «Чудеса в решете» и др.). Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у них способности принятия другого человека таким, каков он есть, формируют единое образовательное пространство «родители-детский сад».
Вся работа педагогов группы направлена на то, чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым.
Благодаря такой целенаправленной работе, дети приобретают опыт организации совместной деятельности и установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия. У детей с ограниченными возможностями совместная деятельность ведёт к формированию адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития, а у их здоровых сверстников и их родителей воспитывается толерантность, способность к диалогу.
Автор: Груздева Ольга Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 452 «Родничок», г. Нижний Новгород. Педагогический стаж 23 г. Активный участник городских, региональных мероприятий. Автор нескольких статей по социальному развитию детей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ольга Анатольевна, с большим интересом познакомилась с Вашей работой!!! Материал представлен глубокий и содержательный, презентация отлично иллюстрирует успешность и значимость Вашей работы для "особых детей". Спасибо, что поделились своим драгоценным опытом)) Наверняка, Ваш пример поможет многим коллегам, ведь так важно граммотно и профессионально оказывать поддержку таким детям, а в наше время, к сожалению, мы всё чаще сталкиваемся с нарушением развития у ребят.... Удачи Вам и новых достижений))
Вы все молодцы! Ценю близкий контакт педагогов, детей и родителей -залог продуктивной, творческой деятельности. Дети не сами по себе, а в оазисе благополучия. Вокруг них заботливые, любящие сердца! Я увидела д/сад для детей! Ваша работа заслуживает высокой оценки! 5!
Замечательный опыт, хорошо продемонстрирован в презентации! Спасибо за работу и низкий поклон!
Презентация не оставляет сомнений, что работа ведётся не просто на бумаге или для галочки. Замечательные фото.
Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!