Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, построение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и, одновременно, изменения в социальной жизни доказали, что современному обществу необходимы люди, способные легко адаптироваться к переменам в окружающем мире, осуществлять осознанный и самостоятельный выбор, нести за него ответственность. Но на данном этапе изменения в обществе привели к тому, что увеличилось, и неизменно растет количество людей, подверженных какой-либо зависимости, дезориентированных в социальной действительности.
Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для адаптации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.
Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослым. Тем самым, важнейшим фактором в развитии детского выбора выступает определенным образом организованная среда.
Таким образом, целесообразнее начинать подготовку такой личности уже в дошкольном возрасте. Этому в большей мере способствует построение свободной деятельности детей во втором блоке по принципам выбора.
Выбор является неотъемлемой частью повседневной жизни человека и от того, насколько верно он совершен, очень часто зависят такие важные факторы как физическое и психологическое здоровье, отношения с окружающим, а может быть и сама жизнь.
Характерной особенностью нашего времени является активизация толерантных тенденций в воспитании и обучении детей. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.
Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.
Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми.
Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.
Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.
Таким образом, педагогический процесс в нашем детском саду направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.
Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста. Мы предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными и интересными:
В нашем ДОУ педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов, желаний, потребностей детей. Большое внимание коллектив уделяет формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представлению о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.
Изменилась и позиция воспитателей – главным становится развитие личности ребенка, помощь ему в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях, создание социально-эмоционального комфорта для ребенка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия и взаимопомощи.
Взрослые создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:
Нами отмечено, что в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по принципам выбора:
Необходимо отметить, что без определенных установок в сознании воспитателя невозможно достигнуть положительного результата в работе.
Мы используем следующие принципы работы:
Работая по таким принципам, мы создаем атмосферу психологической комфортности для ребенка: он окружен вниманием и заботой, обеспечен эмоционально окрашенным общением со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, строится система комплексного педагогического воздействия, при которой стимулируется личностное развитие ребенка и его социальная адаптация.
Автор: Харчева Ольга Васильевна, заведующий высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 34 года, награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ; лауреат конкурса «Образцовый детский сад», «Лучший руководитель детского сада». Соловьева Лилия Владимировна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 12 лет; награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, победитель конкурса проектов и грант Фонда «Тольятти» на проект «Секреты Доброй Дороги».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Дорогие коллеги, очень значимую работу Вы прводите! СПАСИБО за интересный материал и удачи Вам))
Очень похоже на программу "Сообщество". Занятия по интересам -это здорово! Хотелось бы поближе посмотреть развивающую среду, помогающую детям сделать выбор. Фото? 5!
Интересный опыт работы. Видна Ваша заинтересованность темой, компетентность. Удачи!
Противоречивая статья. С одной стороны - само название подразумевает, что ребёнок занимается тем, что ему больше нравится, и тут же предлагаются варианты: "чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры", "Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности". Совместная деятельность ребенка и взрослого ( я думала, речь идёт о родителях) по принципам свободы выбора - не представлена никак.Теоретический материал, к сожалению, не нашёл отражения на практике ( судя по предложенному материалу).
Уважаемые Ольга Васильевна и Лилия Владимировна! Принцип свободы выбора меркнет в созданной Вами системе. Все эти движения с фишками похожи на рулетку. "Чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры" Получается, как в казино: повезёт - не повезёт. Какая свобода выбора и гуманизация, когда звучит фраза "ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности"?! Звучит авторитарно! У него НЕТ ВЫБОРА, остаётся только заниматься "другими видами деятельности", а не тем, чем бы хотелось.
Светлана Александровна Крюкова.