Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Цель моей работы: показать, как воспитывать у детей старшего возраста нравственное отношение к окружающим.
Задачи работы:
1. Рассказать, какова роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка.
2. Описать методы и приемы воспитания у детей нравственности.
Мы живем в XXI веке. Это время высоких технологий, информационной насыщенности, огромных темпов жизни. В этих условиях сегодняшней жизни люди перестают быть нравственными. А ведь быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
Я считаю, что с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. И главным условием успеха в этой работе является высокий культурный уровень всего педагогического коллектива детского сада. И прежде чем требовать от детей культуры поведения необходимо в значительной степени воспитывать их собственным примером, то есть владеть хорошими манерами, мягким, щадящим стилем общения. Только тогда процесс овладения материалом будет действительно эффективным.
Необходимо служить положительным примером для детей в поведении, общении и в облике. Быть разнообразно эмоциональным в течение всего рабочего дня, вызывать у детей желание подражать вам.
Создавать в группе психологический климат, способствующий комфортному пребыванию детей в детском саду.
Работая с детьми, я в доступной, увлекательной форме знакомлю их с простыми правилами поведения. Это дает ребенку возможность эмоционально переживать последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей.
Культурный человек также скромный человек. Скромный ребенок никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. В нашей группе такими детьми можно назвать Ткаченко Влада и Ломакину Алину. Скромными и добрыми их считают сами дети, это я выяснила в беседе с каждым отдельно.
Вместе с тем скромность нельзя ассоциировать ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно, различные категории. Нередко приходится быть свидетелем, наблюдать за спорами детей. Конец этому спору можно положить дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков. Я никогда не начинаю разговор с ребенком со слов «Ты не правильно делаешь... », «Ты поступаешь не так...», так как это может вызвать у него внутреннее сопротивление. Поэтому приходится быть сказочницей, артисткой, чтобы тонко и искусно исправить поведение детей.
Воспитание нравственности у дошкольника начинается в семье. Вот почему я считаю столь важным найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью я использую нетрадиционные формы проведения родительских собраний (круглого стола, семинара-практикума).
Провела анкетирование, чтобы собрать сведения о поведении детей дома, после чего проанализировала содержание анкет и, исходя из этих данных, подготовила консультацию для родителей.
Кроме того, до начала учебного года посетила семьи своих воспитанников, чтобы пообщаться с детьми в привычной для них обстановке и выяснить навыки нравственного поведения. После этого наметила план работы с теми детьми, которые нуждаются в индивидуальной работе по усовершенствованию этих навыков.
Процесс нравственного воспитания родители могут видеть и непосредственно в детском саду. Для этого в нашей группе регулярно организуются «дни открытых дверей», проводятся утренники, спортивные развлечения. Где родители могут видеть, как воспитатели учат детей культуре общения, сдержанности в коллективе, умению подчиняться установленным нормам поведения.
Например, побывав на утреннике, мама Данила О. была приятно удивлена, когда увидела, как Данил приглашал девочку на танец и провожал ее до стульчика, не толкался во время танца, с выражением читал стихотворение. После утренника мама выразила воспитателям нашей группы благодарность, потому что считала своего ребенка не поддающимся воспитательному воздействию.
Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду и воспитателям.
Кроме того, познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с другими детьми. Так, во время спортивного праздника родители Маши С. ,которая жаловалась на других детей, увидели, как дружно ребята общались между собой, участвовали в соревнованиях. Родители девочки стали относиться с доверием к другим детям, поняли, что их дочка возможно преувеличивала. Таким образом, родители могут видеть работу педагога по воспитанию культуры поведения у детей.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки нравственного воспитания (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения), учу понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме (с помощью сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, игровых ситуаций, бесед, чтении сказок, рассказов и т. д.) раскрывать их.
Например, играя в сюжетно-ролевую игру «Военные», мальчики стали всерьез бить друг друга. Я постаралась переключить игру, придав ей положительное содержание, сказав: «Наши военные не дерутся, используют оружие только в крайних случаях, защищая мирных людей». После этого Сережа предложил: «Давайте охранять границу и построим заставу».
Когда девочки играли в сюжетно-ролевую игру «Больница», я услышала ссору. Катя, которая была врачом, обидела Аню (пациента) грубо сказав, что после укола нечего ныть. Услышав это, я поспешила утешить Аню и объяснила: «И взрослому бывает больно, а врачи должны быть чуткими, терпеливыми, милосердными». Катя тут же подошла, пожалела Аню, и девочки стали играть дружно.
Нравственность воспитывается не только с помощью сюжетно-ролевых игр, но и в других видах игр. Организуя дидактические игры, я учу детей дисциплинированности, соблюдению правил в игре, умению считаться с интересами других детей.
Например, Даша и Наташа играли в настольно-печатную игру «Собери урожай». Наташа хотела сделать лишний ход, но я сумела предотвратить назревающий конфликт между детьми, сказав, что: «Я не сомневаюсь, что такая честная девочка, как Наташа уступит право хода Даше».
Также продолжаю воспитывать нравственность в других видах деятельности. Например, с помощью этических бесед, цель которых сформировать нравственные мотивы поведения, которыми ребенок мог бы руководствоваться в своих поступках.
Такие беседы в нашей группе опираются на подлинные события и явления. Ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, что вызывает их сопереживание, эмоционально влияет друг на друга.
Кроме выше перечисленных форм воспитания нравственного поведения мною также используется коллективное чтение. Сказки учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. Так, читая с детьми сказку «Заяц-хвастун», я связала содержание сказки с ситуацией, которая произошла в группе.
Дети слушали с интересом и рассматривали иллюстрации, на которых изображен хвастающийся заяц. Некоторые ребята с улыбкой поглядывали на Диму К., который сидел с пристыженным видом, потому что 30 минут назад хвастался новой игрушкой. После обсуждения детьми этого произведения Дима высказал свое мнение: «Хвастаться не хорошо, я так делать не буду».
В группе я создаю предметно-развивающую среду, которая помогает формированию нравственного поведения. Например, ухаживая за комнатными растениями в уголке природы, дети учатся любить живую природу, проявлять заботу о цветах, проявлять желание трудиться вместе, не ссорясь.
В центре развития патриотизма совместно с детьми изготовили альбом с фотографиями достопримечательностей г. Москвы, г. Саратова и г. Энгельса. Дети с удовольствием рассматривают и узнают знакомые места. Это воспитывает у них любовь к родному краю, гражданственность.
Кроме этого изготовила пособие «Национальности России». Дети интересуются разнообразными видами национальных костюмов, их орнаментом, рисунком. В личных беседах рассказываю о том, что и в нашей группе есть дети разных национальностей. Тем самым воспитываю в них уважение к людям других национальностей. На одной из таких бесед я рассказала об украинских национальных традициях, показала национальный костюм, прочла украинскую народную сказку «Колосок». На следующий день Дима К. принес салфетку с вышитым национальным орнаментом и с гордостью объяснил, что он украинец. Дети рассматривали салфетку, говорили, что узор красивый.
Я предложила детям расспросить родителей о том, представителями каких национальностей являются они. И предложила создать в группе выставку предметов декоративно-прикладного искусства этих национальностей. К этой работе подключились родители нашей группы, они с удивлением расспрашивали, для чего нужны эти вещи. И когда узнали, что дети изучают обычаи и традиции русских, азербайджанцев, украинцев, армян, также посетили нашу выставку в группе.
Мы решили устроить конкурс «Кто больше назовет национальных пословиц, поговорок и сказок». И в этом конкурсе победили дети! Как гордились они своими знаниями! А родители были приятно удивлены и несколько пристыжены, ведь они, азербайджанцы, армяне, украинцы, знали свои обычаи хуже своих детей.
Воспитываю любовь и уважение к Российской Армии, читая книги о солдатах, рассматривая с детьми альбом «Наша Армия», играя в игру «Военные».
Режимные моменты в детском саду (умывание, одевание, сон, питание) я использую в целях закрепления культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у детей чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
Так, собираясь на прогулку, мы повторяем последовательность одевания, вспоминаем слова благодарности за оказанную помощь. Я объяснила мальчикам, что они должны: помогать девочкам одеваться, уступать место, пропускать вперед. Мальчики осознанно стали это делать после беседы «Рыцарские поступки», в которой рассказала, что мальчики сильнее девочек, они будущие мужчины, попросила понаблюдать за поведением их пап по отношению к мамам.
И если раньше приходилось подсказывать мальчикам, как проявлять внимание к девочкам, то теперь они делают это по собственной инициативе.
Важным средством в воспитании у детей уважения к окружающим, вежливости считаю проигрывание ситуаций. Например, в группе мы проигрывали следующую ситуацию «Встреча двух знакомых», участвовали Сережа и Данил.
Мальчики стояли друг против друга и улыбались, я спросила:
– Сережа, что ты делаешь, когда встречаешь знакомого?
– Здороваюсь, – ответил Сережа.
– Покажи, как?
Мальчики поздоровались, но невнятно, будто стесняясь. Я спросила:
– Какие еще слова приветствия вы знаете?
Мальчики перечислили: «Добрый день», «Добрый вечер». Они хотели уже садиться, но я продолжила, что надо обязательно улыбнуться, смотреть друг другу в глазки, говорить приветливо. После этого мальчики поздоровались, как следует. Кроме того, мы проигрывали ситуации: телефонный разговор детей с взрослыми, поведение в транспорте и т.п.
В течение всего учебного года планирую продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Я с гордостью могу сказать, что после проведенной мною работы у детей сформированы навыки культуры поведения в общественных местах, культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, вежливое отношение к взрослым.
Анализируя свою работу по воспитанию нравственности у детей, сделала следующие выводы:
1) Чтобы вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, умелым, словом, прививать ему лучшие качества, необходима общая работа воспитателей детского сада и семьи. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития.
2) Важно, чтобы нравственно-направленные занятия, беседы содержали не только правила, но и интересные практические упражнения, тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
3) Продумывать и отбирать методы и приемы для наиболее удачного их сочетания, чтобы вести воспитание культуры поведения через все процессы: обучение на занятиях, игры, ИЗО-деятельность, труд и другие виды деятельности детей.
Нравственность не образуется сама по себе – это результат долгой и упорной работы, результат воспитания.
Автор: Родионова Ирина Юрьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №1», г. Энгельс, Саратовская область. Стаж работы: 29 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Юрьевна, несомненно, дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. А старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности. Видна Ваша заинтересованность темой, компетентность. С наступающим новым годом, успехов и удач!
Здравствуйте! Очень нужная работа. Её актуальность несомненна. Наши дети сегодня крайне нуждаются в знаниях, которые помогут им жить, не создавая конфликтных ситуаций или умело выходить из них мирным путём.
Человек может сам себя воспитывать. Он может научиться сдерживать себя, проявлять терпение, избавляться от дурных привычек. Для этого нужно только одно – желание изменить себя. Для воспитания у детей нравственного сознания, чувств, поведения следует обратиться к примерам. При этом будут уместны такие средства, как пословицы, литературные произведения, жизненные ситуации. Вы всё это делаете. Работу по оценке своих поступков начинать можно с оценки мыслей.
«Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций).
Спасибо! Желаю удачи!
Ирина Юрьевна, Вы представили хорошую статью, обобщающую Ваш опыт в данном направлении.Очень жаль, что общее впечатление испортили ошибки в самой работе и презентации!
Уважаемая Ирина Юрьевна! Восхищает Ваше мастерство, умение вести диалог с детьми. Уверена, что Ваши воспитанники станут высоконравствеными людьми. Фотографии доказывают Вашу любовь к детям, к своей профессии.
У Вас прекрасно оформлена группа. Спасибо за Ваш труд.
С уважением, Светлана Крюкова.
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!