В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предлагаю рассмотреть ряд занятий в ДОУ, главная цель которых – развитие умения общаться со сверстниками. Так же решаются задачи:
Цель: учить детей выражать в речи свое настроение, чувства, фантазии.
Ход занятия
Сядьте с детьми в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Установите правила общения:
В ходе занятии воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить. Высказываются все по желанию.
Утверждения, требующие завершения:
После разговора с детьми можно провести рефлексию.
Цель: учить детей проявлять интерес друг к другу, узнавать лучше своих друзей, учиться чувствовать настроение и желания друг друга.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей о том, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба», «лучший друг». В беседе дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях. Далее выбирается двое друзей (либо все дети садятся парами вместе со своими друзьями). Первый ребенок начинает предложение, второй его заканчивает так, как бы это сделал первый. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.
Вопросы для обсуждения:
Рефлексия:
Цель: прививать детям чувство гордости за свою работу, самоуважение, учить детей представлять работы сверстников, развивать творческое воображение и связную монологовую речь.
Ход занятия
Создать галерею из детских поделок, рисунков, аппликаций, сооружений из деталей конструктора. Выбрать несколько человек (можно по жребию или считалочкой), которые будут исполнять роль хранителей музейных ценностей. Остальным участниками занятия сформировать тройки, которые будут прогуливаться по комнате.
Хранители музейных ценностей проводят экскурсию по музею: объясняют происхождение шедевров, рассказывают, в чем заключается ценность работы для музея, но авторов работ не называют. Хранители ценностей могут задавать гостям вопросы о работах.
После обзора всех работ дети обходят их еще раз, определяют три наиболее понравившихся работы и опускают свои жетончики в коробочку, которая стоит позади каждого шедевра.
В конце занятия подсчитывается количество голосов, называются авторы работ, набравших максимальное количество баллов, и им присуждаются Дипломы I, II и III степени (можно наградить всех детей: 2 диплома первой степени, 3 – второй, 5 – третьей, 3 диплома за оригинальность идей, 3 – за аккуратность выполнения творческой работы, 5 – за самостоятельность и активность в творчестве).
Рефлексия:
Цель: учить детей видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться за успехи другого, формировать уважительное отношение друг к другу, учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.
Ход занятия
Занятие проводится в форме «Конкурса талантов», для которого подбираются несложные подвижные, дидактические и творческие игры.
В конце занятия каждый ребенок должен получить медаль, например, «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор», «Лучший счетовод», «Самый ловкий», «Самый быстрый», «Самый сильный», «Самый веселый», «Самый оригинальный» и т.п.
Подводя итоги конкурса, детям надо дать задание определить победителя конкурса. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль «Лучший ...» и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны придти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение и подчеркнуть его справедливость.
Рефлексия:
В заключение хотелось бы напомнить, что формирование умений общаться, становление партнерских отношений между детьми будет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:
Автор: Емельянова М. Н.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Задачи, которые Вы ставите, действительно очень важные. Желаю Вам успеха!Мой голос за Вас!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.