Изучив опыт многих педагогов, я решила найти свои эффективные пути повышения социально-нравственного воспитания дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Мною была создана авторская программа «Волшебная кисточка».
Объект исследования: процесс развития социально-нравственных качеств дошкольников.
Предмет исследования: влияние разработанного нами комплекса нетрадиционных техник рисования на уровень развития социальноно-нравственных качеств дошкольников.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность разработанного нами комплекса нетрадиционных техник рисования, направленного на повышение уровня социально-нравственных качеств дошкольников.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: если в непосредственно-образовательную деятельность ввести комплекс нетрадиционных техник рисования, то это будет способствовать повышению уровня развития социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за непосредственно-образовательной деятельностью в ходе педагогического исследования; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования.
Элемент новизны: комплекс нетрадиционных техник рисования, направленный на повышение уровня развития социально-нравственных качеств дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного нами комплекса нетрадиционных техник рисования практикующими педагогами в ДОУ, по вопросам развития социально-нравственных качеств дошкольников.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 38» г. Тобольска Тюменской области. Количество участников в эксперименте – 20 детей, 10 – в контрольной и 10 – в экспериментальной.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап – констатирующий: анализ научно-методической литературы, выбор методики диагностики уровня социально-нравственных качеств дошкольников, формирование групп для эксперимента, первые контрольные испытания. Второй этап – формирующий: нами был разработан и реализован в экспериментальной группе комплекс нетрадиционных техник рисования. Третий этап – контрольный: нами было проведено повторное диагностирование уровня социально-нравственных качеств дошкольников.
Диагностика проводилась в обеих группах в одинаковых условиях, все результаты тестирования были запротоколированы и обработаны математико-статистическим методом. Для проведения диагностики социально-нравственных качеств дошкольников, были изучены параметры: самооценка дошкольников, по специальной шкале Дембо-Рубинштейн (см. программа Здравик); взаимоотношений детей в коллективе сверстников по методике Т.А. Репиной; характеристики нравственных норм по диагностической методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
В результате проведенной диагностики социально-нравственные качества в контрольной и экспериментальной группе не сформированы у 40% детей, у 60% в стадии формирования, и сформированных социально-нравственных качеств дошкольников не наблюдалось вообще. В связи с этим нами было принято решение о проведении практической работы в ходе, которой был составлен перспективный план непосредственно образовательной деятельности и разработан комплекс нетрадиционных техник рисования.
Данный комплекс включал:
1. Батик. Рисование по ткани
2. Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
3. Кляксография. Рисуем кляксы
4. Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
5. Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами
6. Пуантилизм. Точечная живопись, рисование ватными палочками
7. Энкаустика. Рисуем утюгом
8. Штампинг. Печатаем и штампуем, ставим оттиски и отпечатки, рисуем штампиками
9. Пластилинография. Рисуем пластилином. и др.
Одним из основных средств развития творческих способностей у детей является специально организованная среда. С этой целью было подобранно и размещено специальное оборудование и материал для продуктивной деятельности. Был разработан перспективный план занятий по продуктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники. Также были подобраны игры, методы и приемы; взаимодействие с родителями, с педагогами.
Из используемых нетрадиционных техник изодеятельности наиболее эффективными оказалась бумагопластика и веревочное сплетение. Бумагопластика и веревочное сплетение – носят большую практическую значимость, с помощью этих нетрадиционных техник можно развить социально-нравственный потенциал дошкольников.
Свою работу провожу в системе и комплексно по трём направлениям:
1. Комплексная непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла по продуктивной деятельности дошкольников.
2. Совместная деятельность взрослых и дошкольников.
3. Самостоятельная деятельность дошкольников.
Во время образовательной деятельности познавательного цикла знакомлю воспитанников с народными играми, с предметами декоративно-прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи:
Наши первые шаги были настолько просты, что не требовали от ребенка больших усилий: знакомила детей с историей появления бумаги, с разными видами бумаги, развивала тактильные ощущения, знакомила с различными приёмами и способами работы с бумагой, обучала умению подбирать бумагу по фактуре для применения нужного приёма: скручивать, рвать, мять, сгибать, резать.
Формировала умение правильно держать ножницы и правильно пользоваться ими. Развивала у детей чувство цвета, учила смешивать цвета для получения нового. Учила работать кистью.
Приобщаю родителей к совместной деятельности с детьми. Провожу мастер-классы для родителей и коллег: «Краски осени», «Мастерская Деда Мороза», «Подарки для друзей». На этих встречах родители вместе с детьми обучаются новым техникам. В процессе совместного творчества возникают чувства единения с мамой, с папой, сопричастности, ощущение заинтересованности взрослого делами ребенка. Организовываю выставки совместных работ, оформляем работами интерьер группы и детского сада.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Любая поделка, рисунок, выполненное ребенком, – это его труд, в который вложено много стараний, усилий, а главное желание сделать хорошо, красиво, чтобы поделка понравилась близким, друзьям. В ходе работы использованы инновационные технологии, такие как:
В ходе внедрения инновационных технологий мы применяли следующие методы:
Была внедрена музейная педагогика, следствием которого стало создание в детском саду мини-музея «Чебурашки». В его создании принимали участие дети с родителями, дедушками и бабушками а так же воспитатели. Их силами были изготовлены герои мультфильма и главный герой Чебурашка из разных материалов. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.
Родители участвовали в мастер-классах, создании мини-музея, конкурсах. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка; совместная творческая деятельность педагогов, родителей в положительную сторону изменила представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, традициях предков.
Проведя многогранную работу по развитие социально-нравственного потенциала дошкольников в процессе комплексного использования современных изобразительных технологий, получила положительную динамику. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, он уверен, что получится, и получится красиво.
В процессе работы я пришла к выводу, что глубина знаний, умений и навыков детей в изобразительной деятельности, прочность усвоения технического материала полностью зависит от методов и приемов, используемых в непосредственно образовательной деятельности. Ставя перед детьми определенные небольшие задачи, я стараюсь ежеминутно убеждать каждого ребенка, что он может рисовать, он способен творить и открывать новое. В результате ребенок получает дополнительный источник радости и уверенности в себе.
На контрольном этапе эксперимента использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа эксперимента показали значительное улучшение показателей. Так, в экспериментальной группе: уровень духовно-нравственных качеств сформирован у 100% дошкольников. Дошкольники стали более общительны, как со сверстниками, так и со взрослыми, самооценка дошкольников была адекватной, отсутствовала заниженная самооценка. Увеличилось количество: инициативных детей, доброжелательных, добрых, отзывчивых, честных, вежливых, самостоятельных, уверенных, настойчивых, трудолюбивых, жизнерадостных.
Дети хорошо могли опознать хорошие и плохие поступки. С легкостью определяли: доброту – жадность, отзывчивость – равнодушие, дружелюбие-конфликтность, аккуратность – неаккуратность. В контрольной группе: социально-нравственные качества не сформированы у 10% детей, у 80% в стадии формирования, и 10% сформированных социально-нравственных качеств дошкольников.
Результаты проведенного контрольного этапа эксперимента, на котором был внедрен в работу с детьми экспериментальной группы комплекс нетрадиционных техник рисования, наглядно подтвердили успешность формирующего этапа эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что уровень социально-нравственных качеств экспериментальной группы повысился на 40%. Данное исследование подтвердило: социально-нравственный потенциал дошкольников можно развить до достаточно высокого уровня, в процессе комплексного использования современных изобразительных технологий.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана, цель – достигнута, задачи – выполнены. Приобщая детей к прекрасному, видя горящие глаза моих воспитанников, желание творить, я получаю большое удовольствие.
Автор: Босенко Лариса Аркадьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 38» г. Тобольска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект исследования! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!