Что разумеют, говоря «мегель»?
(М е г е л ь – возможность, срок, пора для какого-либо дела)
Актуальность проекта
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем его традиций.
Чувашский народ по праву можно назвать уникальным в плане национальной самобытности, траектории развития личности ребенка через погружение в национальную культуру. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как в её элементах окружающий мир отражается условно, через символические образы. Например, образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к человеку, природе, искусству и культуре в целом. Нельзя обойти вниманием нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру чувашской народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и изумление. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только фольклорные произведения, устное народное творчество. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ывăс, çăм кĕнчели, валашка, турчка и т.д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея предметов чувашской старины в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного чувашского края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Основаниями для проведенной работы являются целевые ориентиры, обозначенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
2. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
3. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
4. Ребенок обладает элементарными представлениями из области истории и т.п.
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у нас возникла идея разработки педагогического проекта «Мегель» по организации мини-музея в детском саду, состоящим из предметов чувашской старины.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.
Задачи:
1.Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.
2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Тип проекта: практический, долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.
2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.
3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.
4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.
I. Подготовительный этап, который включает в себя:
II. Практический этап (этап реализации проекта):
III. Заключительный этап:
Направления деятельности музея:
Перспективный план работы по реализации проекта
Сроки |
Работа в музее |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Подготовительный этап |
||||
Январь |
Анализ организации работы мини-музея ДОУ, его экспозиций и экспонатов. Создание творческой группы по оформлению музея. |
Анализ уровня приобщения дошкольников к истокам народной культуры. |
Составление опросника «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» |
Знакомство с опытом работы педагогов. |
Деятельный этап |
||||
Февраль |
Изучение и анализ литературы по проблеме. |
Проведение образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в прошлое утюга». |
Информационный листок «Чувашские народные традиции в воспитании детей». |
Работа творческой группы. |
Март |
Оформление инвентарной книги, где указываются:
|
Праздник «Приглашаем к нам на масленицу». |
Составление информации в системе «Сетевой город» на тему «Народный фольклор для самых маленьких». |
Доклад на тему «Профессиональная деятельность воспитателя по усвоению чувашских национальных ценностей детьми дошкольного возраста средствами музейной педагогики » на республиканской научно-практической конференции «Регионализация дошкольного этнокультурного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» 18 марта 2015 г. |
Апрель |
Оформление надписей экспонатов согласно инвентарной книге. Оформление книги отзывов и предложений. |
Праздник «Мункун» |
Информация на сайт «Колыбельная песня в жизни ребенка». |
Работа творческой группы. |
Май |
Составление паспорта мини-музея. |
Беседа «Так мы раньше одевались».Игра-викторина «Познай свой край». |
Дискуссия на родительском собрании «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников». |
Работа творческой группы. |
Сентябрь |
Составление плана работы мини-музея на учебный год. |
Экологическая тропинка «Народные приметы о погоде» |
Пополнение портфолио группы семенными фотографиями. |
Изучение опыта работы в данном направлении воспитателей ДОУ. |
Октябрь |
Налаживание профессиональных связей с руководителями музеев ДОУ города и республики. |
Праздник «День пожилого человека». |
Конкурс совместных рисунков родителей и детей «Моя любимая бабушка (дедушка)». |
Привлечение музыкального руководителя к организации праздника. |
Ноябрь |
Выставка-демонстрация «Ими гордится Чувашия». |
Дидактическая игра «Соберем чувашский орнамент». |
Оформление куклы-мальчика в чувашском национальном костюме. |
Проведение мастер-класса для педагогов «Народные куклы своими руками». |
Оценочный этап |
||||
Декабрь |
Построение перспектив. |
Анализ уровня приобщенности детей к истокам народной культуры. |
Оформление фотовыставки с результатами реализации проекта. |
Педагогический доклад «Опыт работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики». |
Предварительные результаты работы
На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:
1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.
2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.
3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Литература:
1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко – Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с. 38-41.
2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чебоксарская типография №1, 2004. – 488 с.
3. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина – Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. - с. 72.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 336 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова – М.: Линка-Пресс, 2008.
7. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина – Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – с. 124.
8. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание. – 2007. - № 10. – с. 44-50.
9. Шоглева, Е. В. Основные научно-методологические параметры исследования проблемы интерпретации этнопедагогических инвариантов / Е. В. Шоглева // Известия Южного федерального университета . Педагогические науки . Научно-педагогический журнал . №3 . 2011 ; гл. ред. В. И. Мареев. – Ростов на Дону, 2011. – С. 225-231.
10. Этнопедагогика в современном учебно-воспитательном процессе непрерывного образования/ Г. Н. Волков и др. ; под общ. ред. Т. Н. Петровой. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – 393 с.
Автор: Шоглева Евгения, канд. пед. наук, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №201 «Островок детства», город Чебоксары Чувашской Республики.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информация! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!