Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
В декабре 2015 года учебным отделом МБУ ИМЦ Кировского района города Екатеринбурга были организованы курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования по ДПП «Системно-деятельностный подход как основа образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В рамках этих курсов в нашем детском саду было проведено открытое мероприятие с использованием технологии «путешествие по реке времени».
Впервые эта технология была предложена Н.А. Коротковой как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.
Этому способствует организация непосредственно образовательной деятельности в виде партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности Н. М. Короткова относит добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника.
Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными в общении, внимательными, активными и любознательными. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать.
Тема НОД: История елочной игрушки
Возрастная группа: подготовительная группа.
Технология: Путешествие по «Реке времени».
Цель: Приобщить ребенка к социокультурным традициям на материале истории елочной игрушки.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.
2. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, семейным ценностям.
3. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей (стеклянный, пластмассовый, хрупкий, стеклодувы).
Автор: Лисицына Оксана Валерьевна, учитель-логопед, МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления №520, город Екатеринбург. Педагогический стаж 15 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень своевременный конспект.
Оксана Валерьевна, а что же в будущее не заглянули - такая возможность пофантазировать:).
Понравилась идея на закрепление узнанного - разложить картинки из мешочка по реке времени.
Вот только трудно найти игрушки "с историей" - не у каждого сохранились.
Спасибо, Ева Владимировна. Вы правы, будущее елочной игрушки вызвало бы полет фантазии у детей. Но мне хотелось сделать акцент на прошлом, на поколении бабушек (прабабушек), мам и пап.
В нашем ДОУ проводились путешествия по разным темам. Но именно тема "История елочной игрушки" позволяет ребенку не только исследовать развитие елочной игрушки, но и прочувствовать связь поколений.
Данная технология предполагает открытость, продолжение в свободной самостоятельной деятельности детей. Дети дополняют "реку времени" фотографиями и рисунками. Вот в это время можно поговорить и о будущем.
Уважаемая Оксана Валерьевна!
Замечательно, что последней работой на конкурсе является работа из родного города сайта "О детстве"!
Доступно и интересно преподнесён Вами материал детям, выдержан алгоритм технологии, а так же принципы наглядности, доступности и эмоционального восприятия информации. Наверняка дети на следующий день готовы были принести старинные новогодние игрушки. Получился бы музей одного дня Новогодней игрушки. Желаю Вам удачи и новых интересных находок!
Уважаемая Галина Павловна. Спасибо за комментарий. После мероприятия дети с удовольствием рассказывали о том, какие игрушки у них есть дома. Интересно, что не только дети, но и педагоги взглянули на елочные игрушки другими глазами. Спасибо за идею музея одного дня Новогодней игрушки.
Оксана Валерьевна, добрый вечер. Познакомилась с Вашим конкурсным материалом и позавидовала - идея простая, а сколько новых знаний и эмоций получили дети. Фотоотчет подтверждает достижение целевой установки, но хотелось в отношении её дать Вам рекомендацию: цель занятия начинается с глагольного существительного, ведь Вы создавали условия для приобщения ребенка к ... Сразу бросилось постоянное "свечение" мультимедийного проекта, хотя по требованиям СанПин использование проектора регламентировано в течении 10 - 15 минут. На данный факт прошу обратить особое внимание. Неплохая задумка сбабушкой, украшавшей елку. Вот только информация требует уточнения: согласно Указу Петра I предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь».
[ИА Новости http://ria.ru/ny11_review/20091215/199350981.html#ixzz3wekgAYvI]. Соответсвенно, в домах елки не ставили еще долго, а вот во дворах - да. А украшали сладостями и фруктами потому, что просто игрушек не было. Про истории игрушек я бы тоже хотела услышать, ведь они, наверное, очень интересные и забавные. Очень замечательно, что дети сами изготовили игрушки и повеили её на елку. В рефлексии, по моему мнению, Вам следовало сделать основной вывод о выражении в елочных игрушках разного временных эпох нравственных идеалов, каких - то достижений, житейского быта. А в целом идея хороша и проста. Успехов в конкурсе!
Уважаемая Людмила Анатольевна, огромное спасибо за комментарий и рекомендации. Я думаю, что Вас заинтересовала бы книга доктора исторических наук А. Сальниковой "История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку". Очень интересные исследования как советской елочной игрушки, так и дореволюционной. Вы правы: Указ Петра l от 20 декабря 1699 года предписывал украшать хвоей улицы, дороги и дома. Но это был лишь способ декорирования городского праздничного пространства. Специальное украшение елки не предусматривалось. После смерти Петра l его начинание было фактически забыто и соблюдалось лишь для украшения крыш и входов в питейные заведения. Введение же украшенной елки в русский быт было позднее, примерно в конце 1830-х годов. И связано это с именем супруги Николая l императрицы Александры Федоровны.
Оксана Валерьевна, и вновь добрый вечер. Мы с Вами говорим об одних вещах. Я не спорю с наукой ни в коем случае. Все факты, обозначенные Вами имеют место быть. Я к тому, что детям можно было одной фразой уточнить факт украшения ели сладостями и фруктами в определенный исторический период России, дабы не исказить информацию. А в целом, все замечательно! Творческих успехов Вам!
Сначала мне показалось, что тема истории елочной игрушки очень проста. Но, изучив исследования, я поняла, что, отражая историю нашей страны, её история также не проста.
Здравствуйте,Оксана Валерьевна!Замечательное занятие!И документально грамотно оформлено. Вот бы Вас с вашими детьми "переместить" в Музей ёлочной игрушки (г.Великий Устюг)- мы там были недавно- красота!Конечно,в Данном музее более подробны этапы времени,но Ваш вариант для дошколят - самый приемлемый.Удачи Вам и всего доброго!
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Как здорово, что Вам удалось побывать в городе Великий Устюг! Это моя мечта. В конспекте, к сожалению, невозможно описать атмосферу этого мероприятия. В конспекте прописываешь основные этапы, мысли, вопросы. Но самое интересное, когда даешь детям возможность рассуждать. Я старалась не давать им готовой информации, до всего они "доходили сами". Когда я в своей работе перестала бояться, что дети своими вопросами или ответами "уведут не туда", тогда общение с ними стало доставлять такое удовольствие! Настоящим открытием для детей была работа стеклодува. Посмотрев видео, мы с детьми помечтали оказаться когда-нибудь на настоящей фабрике елочных игрушек. Большое спасибо за добрые слова!
Добрый день, Оксана Валерьевна! Очень интересное занятие. Простота и доступность – вот, что главное для детей. Применение технологии «Река времени» хорошо отобразило именно историю елочной игрушки. Также хотелось бы добавить, что перед проведением подобных занятий (по возможности), интересно посетить с детьми музей «Литературная жизнь Урала ХIХ века» перед новым годом. В музее ведется рассказ о том, как готовились к празднику всей семьей: шили наряды, готовили угощения и подарки, колядовали, читали стихи у елки, танцевали.
А потом все эмоции перенести в детский сад и уже на занятие закрепить, уточнить полученные знания.
Спасибо за опыт, которым делитесь! Ждем новых конспектов! Спасибо!
Доброе утро, Светлана Нурисламовна! Спасибо за Ваш отзыв! Спасибо за совет, обязательно им воспользуюсь.
Оксана Валерьевна, поздравляю Вас со званием лауреата.
С большим удовольствием познакомилась с Вашей работой. Грамотно, интересно, познавательно, соответствует возрасту детей.
Отличная работа!!!
Уважаемая Оксана Валерьевна, очень понравилась Ваша работа. Возьму себе на заметку! Очень просто, доступно и интересно! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата, желаю Вам творческих успехов и вдохновения! Оценка 5!
Уважаемая Оксана Валерьевна, поздравляю Вас с победой! Новых творческих побед и удачи!
Хорошее занятие, все понятно и доступно по возрасту. Спасибо за идею
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!