Регистрация

Конспект НОД «История елочной игрушки»

  • 28 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

В декабре 2015 года учебным отделом МБУ ИМЦ Кировского района города Екатеринбурга были организованы курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования по ДПП «Системно-деятельностный подход как основа образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В рамках этих курсов в нашем детском саду было проведено открытое мероприятие с использованием технологии «путешествие по реке времени».

Впервые эта технология была предложена Н.А. Коротковой как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.

Этому способствует организация непосредственно образовательной деятельности в виде партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности Н. М. Короткова относит добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника.

Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными в общении, внимательными, активными и любознательными. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать.

Тема НОД: История елочной игрушки

Возрастная группа: подготовительная группа.

Технология: Путешествие по «Реке времени».

Цель: Приобщить ребенка к социокультурным традициям на материале истории елочной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.

2. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, семейным ценностям.

3. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей (стеклянный, пластмассовый, хрупкий, стеклодувы). 

Конспект НОД История елочной игрушки

Автор: Лисицына Оксана Валерьевна, учитель-логопед, МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления №520, город Екатеринбург. Педагогический стаж 15 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 49)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 02.01.2016 в 16:49

Очень своевременный конспект.
Оксана Валерьевна, а что же в будущее не заглянули - такая возможность пофантазировать:).
Понравилась идея на закрепление узнанного - разложить картинки из мешочка по реке времени.
Вот только трудно найти игрушки "с историей" - не у каждого сохранились.

Оксана 02.01.2016 в 19:22

Спасибо, Ева Владимировна. Вы правы, будущее елочной игрушки вызвало бы полет фантазии у детей. Но мне хотелось сделать акцент на прошлом, на поколении бабушек (прабабушек), мам и пап.
В нашем ДОУ проводились путешествия по разным темам. Но именно тема "История елочной игрушки" позволяет ребенку не только исследовать развитие елочной игрушки, но и прочувствовать связь поколений.
Данная технология предполагает открытость, продолжение в свободной самостоятельной деятельности детей. Дети дополняют "реку времени" фотографиями и рисунками. Вот в это время можно поговорить и о будущем.

Галина Павловна 03.01.2016 в 20:21

Уважаемая Оксана Валерьевна!
Замечательно, что последней работой на конкурсе является работа из родного города сайта "О детстве"!
Доступно и интересно преподнесён Вами материал детям, выдержан алгоритм технологии, а так же принципы наглядности, доступности и эмоционального восприятия информации. Наверняка дети на следующий день готовы были принести старинные новогодние игрушки. Получился бы музей одного дня Новогодней игрушки. Желаю Вам удачи и новых интересных находок!

Оксана 04.01.2016 в 10:32

Уважаемая Галина Павловна. Спасибо за комментарий. После мероприятия дети с удовольствием рассказывали о том, какие игрушки у них есть дома. Интересно, что не только дети, но и педагоги взглянули на елочные игрушки другими глазами. Спасибо за идею музея одного дня Новогодней игрушки.

Адамбаева Людмила Анатольевна 08.01.2016 в 15:53

Оксана Валерьевна, добрый вечер. Познакомилась с Вашим конкурсным материалом и позавидовала - идея простая, а сколько новых знаний и эмоций получили дети. Фотоотчет подтверждает достижение целевой установки, но хотелось в отношении её дать Вам рекомендацию: цель занятия начинается с глагольного существительного, ведь Вы создавали условия для приобщения ребенка к ... Сразу бросилось постоянное "свечение" мультимедийного проекта, хотя по требованиям СанПин использование проектора регламентировано в течении 10 - 15 минут. На данный факт прошу обратить особое внимание. Неплохая задумка сбабушкой, украшавшей елку. Вот только информация требует уточнения: согласно Указу Петра I предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь».
[ИА Новости http://ria.ru/ny11_review/20091215/199350981.html#ixzz3wekgAYvI]. Соответсвенно, в домах елки не ставили еще долго, а вот во дворах - да. А украшали сладостями и фруктами потому, что просто игрушек не было. Про истории игрушек я бы тоже хотела услышать, ведь они, наверное, очень интересные и забавные. Очень замечательно, что дети сами изготовили игрушки и повеили её на елку. В рефлексии, по моему мнению, Вам следовало сделать основной вывод о выражении в елочных игрушках разного временных эпох нравственных идеалов, каких - то достижений, житейского быта. А в целом идея хороша и проста. Успехов в конкурсе!

08.01.2016 в 18:54

Уважаемая Людмила Анатольевна, огромное спасибо за комментарий и рекомендации. Я думаю, что Вас заинтересовала бы книга доктора исторических наук А. Сальниковой "История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку". Очень интересные исследования как советской елочной игрушки, так и дореволюционной. Вы правы: Указ Петра l от 20 декабря 1699 года предписывал украшать хвоей улицы, дороги и дома. Но это был лишь способ декорирования городского праздничного пространства. Специальное украшение елки не предусматривалось. После смерти Петра l его начинание было фактически забыто и соблюдалось лишь для украшения крыш и входов в питейные заведения. Введение же украшенной елки в русский быт было позднее, примерно в конце 1830-х годов. И связано это с именем супруги Николая l императрицы Александры Федоровны.

Адамбаева Людмила Анатольевна 09.01.2016 в 16:34

Оксана Валерьевна, и вновь добрый вечер. Мы с Вами говорим об одних вещах. Я не спорю с наукой ни в коем случае. Все факты, обозначенные Вами имеют место быть. Я к тому, что детям можно было одной фразой уточнить факт украшения ели сладостями и фруктами в определенный исторический период России, дабы не исказить информацию. А в целом, все замечательно! Творческих успехов Вам!

Оксана 08.01.2016 в 19:00

Сначала мне показалось, что тема истории елочной игрушки очень проста. Но, изучив исследования, я поняла, что, отражая историю нашей страны, её история также не проста.

Любовь Владимировна 10.01.2016 в 10:40

Здравствуйте,Оксана Валерьевна!Замечательное занятие!И документально грамотно оформлено. Вот бы Вас с вашими детьми "переместить" в Музей ёлочной игрушки (г.Великий Устюг)- мы там были недавно- красота!Конечно,в Данном музее более подробны этапы времени,но Ваш вариант для дошколят - самый приемлемый.Удачи Вам и всего доброго!

Оксана 11.01.2016 в 00:05

Здравствуйте, Любовь Владимировна! Как здорово, что Вам удалось побывать в городе Великий Устюг! Это моя мечта. В конспекте, к сожалению, невозможно описать атмосферу этого мероприятия. В конспекте прописываешь основные этапы, мысли, вопросы. Но самое интересное, когда даешь детям возможность рассуждать. Я старалась не давать им готовой информации, до всего они "доходили сами". Когда я в своей работе перестала бояться, что дети своими вопросами или ответами "уведут не туда", тогда общение с ними стало доставлять такое удовольствие! Настоящим открытием для детей была работа стеклодува. Посмотрев видео, мы с детьми помечтали оказаться когда-нибудь на настоящей фабрике елочных игрушек. Большое спасибо за добрые слова!

Светлана Нурисламовна 10.01.2016 в 12:15

Добрый день, Оксана Валерьевна! Очень интересное занятие. Простота и доступность – вот, что главное для детей. Применение технологии «Река времени» хорошо отобразило именно историю елочной игрушки. Также хотелось бы добавить, что перед проведением подобных занятий (по возможности), интересно посетить с детьми музей «Литературная жизнь Урала ХIХ века» перед новым годом. В музее ведется рассказ о том, как готовились к празднику всей семьей: шили наряды, готовили угощения и подарки, колядовали, читали стихи у елки, танцевали.
А потом все эмоции перенести в детский сад и уже на занятие закрепить, уточнить полученные знания.
Спасибо за опыт, которым делитесь! Ждем новых конспектов! Спасибо!

Оксана 11.01.2016 в 06:10

Доброе утро, Светлана Нурисламовна! Спасибо за Ваш отзыв! Спасибо за совет, обязательно им воспользуюсь.

Шахова Ольга Вячеславовна 16.01.2016 в 18:22

Оксана Валерьевна, поздравляю Вас со званием лауреата.
С большим удовольствием познакомилась с Вашей работой. Грамотно, интересно, познавательно, соответствует возрасту детей.
Отличная работа!!!

Оксана 16.01.2016 в 22:33

Спасибо, Ольга Вячеславовна!

Щепкина Надежда Александровна 17.01.2016 в 05:25

Уважаемая Оксана Валерьевна, очень понравилась Ваша работа. Возьму себе на заметку! Очень просто, доступно и интересно! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата, желаю Вам творческих успехов и вдохновения! Оценка 5!

Оксана 17.01.2016 в 10:03

Спасибо, Надежда!

Галина Павловна 18.01.2016 в 19:52

Уважаемая Оксана Валерьевна, поздравляю Вас с победой! Новых творческих побед и удачи!

Оксана 19.01.2016 в 15:45

Спасибо, Галина Павловна!

Любовь Владимировна 19.01.2016 в 16:38

Оксана Валерьевна,ИСКРЕННЕ ПОЗДРАВЛЯЮ!Всего доброго!

Оксана 19.01.2016 в 22:08

Большое спасибо, Любовь Владимировна!

Гилева Наталия Владимировна 21.01.2016 в 20:30

Хорошее занятие, все понятно и доступно по возрасту. Спасибо за идею

Оксана 21.01.2016 в 21:53

Спасибо, Наталия!

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:20

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 07:46

Отличная работа! Она мне очень пригодилась. Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!