Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Проект разработан в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам национальной культуры, в контексте патриотического, этнического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Проект включает в себя: пояснительную записку, концептуальные подходы, этапы реализации, направления и формы реализации, план реализации, ресурсное обеспечение, контроль реализации, ожидаемые результаты, список литературы.
Актуальность темы
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Кроме того, этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов. Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.
Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи:
1. Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».
2. Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений. (По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов
3. Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
4. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
5. Составление перспективного плана работы.
6. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
7. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
8. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
9. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей МБДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап. ПРОДУКТИВНЫЙ
Задачи:
1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).
5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).
8. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЬНЫЙ
Задачи:
1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.
2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
4. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
5. Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
6. Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Прикладное искусство народов севера (хантов и манси)
Цель: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси).
Проект «Моя Югра» («Совята», старший возраст)
2. Основы и истоки русской народной культуры
Цель: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Программа «Горница» («Светики-Семицветики», подготовительный возраст)
Формы реализации проекта
1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Севера и истоками русской народной культуры в выбранных группах.
2. Организация кружковой работы по декоративному творчеству (Факультатив «Горница», Кружки «Югорец», «Край мой северный»).
3. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет стойбища «Моя Югра», мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
4. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий в этнографический музей г. Ханты-Мансийска, встреч с мастерами народного творчества.
5. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры обско-угорских и славянских народов.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
• Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).
• Тематические беседы.
• Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел.
• Циклы образовательных ситуаций художественно-творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье-маше).
• Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.).
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
• Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста - бабушек).
• Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые
• Экспериментирование с различными художественными материалами.
• Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе).
• Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.
• Экскурсии.
• Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
• Организация тематических вечеров.
• Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
• Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.
• Консультирование родителей.
• Участие в сборе предметов народного творчества.
• Беседы.
• Мастер-класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово-Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.
• Мастер-класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
• Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов.
• Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
• Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».
• Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.
• Участие в оформлении мини-музея по народным промыслам в группе.
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству.
• Просмотр итоговой презентации.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
• проведение консультаций;
• проведение мастер-классов, открытых занятий;
• встречи с народными мастерами;
• участие в семинарах-практикумах;
• методическое обеспечение педагогической работы;
• дидактическое обеспечение педагогической работы;
• организация самообразования;
• участие в конкурсах педагогического мастерства.
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
Макет стойбища «Моя Югра»
Цель: создание представлений об образе жизни в суровых северных лесах народов Ханты и Манси, расположении стойбища, организации быта.
Формы организации: создание большого макета типового стойбища Хантов и Манси расположенного в суровых северных лесах, с наличием моделей основных объектов стойбища, самих жителей, оленей, животных и рыб являющихся средством пропитания народностей.
Мини-музей «Славянская изба»
Цель: создание представлений об образе жизни славян, организации быта, убранстве русской избы.
Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, самовара, посудной утвари, славянской мужской и женской одежды, элементы народного ДПИ и т.д.
Условия организации развивающей среды в группе:
Автор: Лозко Виктор Юрьевич, методист МБДОУ Детский сад №17 «Незнайка», г. Ханты-Мансийск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемый Виктор Юрьевич и педагогический коллектив МБДОУ Детский сад №17 «Незнайка».Ваша общая работа достойна внимания и уважения с точки зрения методической разработанности и реализации. Проведена глобальная работа: обоснована концепция проекта, разработана модель реализации, определены основные участники, вовлечены в продуктивную деятельность родители, обозначена значимая роль социальных партнеров. Все продумано и, я думаю, эффективно реализовано. Очень жаль, что нет фотоподтверждения, что улучшило бы ресурс. Замечательная работа коллектива!
Уважаемый Виктор Юрьевич, еще раз обращаюсь к конкурсному материалу. В конспекте присутствуют ошибки орфографического характера. Работу необходимо отредактировать. В названии Вашего материала обсновано написание слова "родина" со строчной буквы? Успехов в конкурсе!
Здравствуйте,Виктор Юрьевич!Как Вы сами считаете - стоит игра свеч?Вот это нагромождение фраз(причём не всегда уместных,с ошибками в написании) и материальные расходы - без них никак нельзя обойтись?Наверное,я резко выражаюсь - Вы извините меня!но- Вами предложенный "документ" - во-первых,не имеет никакого практического сопровождения,во-вторых,лишь косвенно может помочь достичь Вами заявленных задач.Я вовсе не противник документального обволакивания деятельности педагогов(коли без этого никак нельзя),но зачастую мы (педагоги),уж так стараемся в этом направлении,что любые элементарные моменты своей работы пытаемся подогнать под красивую бумажку.Ну вот как Вы предполагаете проанализировать - достигли ли Вы прописанных Вами столь глобальных ожидаемых результатов?Где диагностический инструментарий?И можно ли вообще как-то "измерить" и сравнить то,о чём Вы пишете?Почему Вы в диаграмме "Участники проекта" выделили группу людей - "пенсионеры,бабушки" - это разные люди?а где дедушки?
Ещё раз- извините меня!- но не надо составлять такие документы!
Дорогая, Любовь Владимировна! Признателен за комментарии, но игра стоит свеч! При уточнении некоторых обстоятельств: 1) Предложенный "документ" имеет вполне практическое значение при определении его как некой стратегии развития в данном направлении. Насколько Надеюсь Вам известно, что понятие "проект" изначально предполагает определение некоего плана действий по реализации желаемых целей. И там уместно определение любых средств, в том числе и финансовых. В то же время о результатах мы можем говорить только в гипотетическом виде, как предполагаемых ожиданий. Допускается определение диагностического инструментария (и он у меня был в проекте в изначальной форме, но не вошел в публикацию, по причине ограничения размера текста), но результаты его реализации необязательны. Как только мы говорим о результатах, то мы переходим из категории проектной деятельности в сферу контроля, диагностики и педагогического опыта, которые выражаются в таких жанрах как "Педагогических опыт по реализации ..." и "Отчет о проделанной работе" и т.д. 2) Ничего "красивого", честно говоря в этом "документе" я не нашел, так как он делался не для этого, а для определения общей траектории движения в рамках одного из приоритетных направлений программы развития нашего детского сада на ближайшее время "Югра многоликая". И уже в рамках этой траектории разработаны более детальные программы и проекты, которые упомянуты в "документе" (программа "Горница" и проект "Моя Югра"), сюда же входит и определение форм модернизация предметно-развивающей среды, что нашло отражение в оформлении мини-музея "Славянская изба" и изготовлении макета стойбища "Моя Югра" (здесь без финансовых расчетов никак). 3) На самом деле не смотря на новизну проекта (начат в сентябре) текущие результаты уже есть и они могли бы быть представлены в фотоматериале, но данный сайт отличается немного неудобной формой закачки материала, поэтому фото у меня не загрузились (я им писал, но они мне толком не ответили). 4) А вот дедушек нет почему, да потому что исходя из той же практики не идут они почему-то. Не так просто найти дедушку, который смог бы не только прийти, но и рассказать и показать что-то детям. Просто у нас уже налажено сотрудничество с местным детским этнокультурно-образовательным центром, от которого к нам регулярно ходят только бабушки-мастерицы). Фраза "пенсионеры, бабушки" применена в схеме условно, изначально в проекте участники прописаны еще в пояснительной записке в следующей форме: "дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста" (хотя Вы же должны понимать, что порой посмотришь, вроде бабушка, а ведь совсем не пенсионерка, времена такие). 5) Единственно с чем соглашусь, что грамматически работа требовала доработки. Действительно встречаются грамматические ошибки, и некоторые фразы немного громоздки. Есть над чем работать) Но в любом случае составлять такие документы надо. При условии, что они создаются не ради самих себя, а являют собой вершину айсберга, чтоб представить то, что находиться в глубине или должно находиться...
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!