Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Занятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста. Данное занятие является одним из цикла авторской программы «Мы – казаки!», одной из задач которой является формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Тема: «Казачата – славные ребята!»
Цель: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.
2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Методический материал: мужские казачьи костюмы, слайды с изображением казаков, их куреней, дидактические игры, полотенце, салфетки, украшенные кружевом, чугунок, деревянные ложки, изображение коня, заготовки для аппликации, макеты лошадей, удочки, изображения рыб, макет р. Дон, фонограммы казачьих песен.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа–диалог, показ слайд–шоу, физкультминутка «Катание на лошадках», продуктивная деятельность детей, дидактические игры.
Словарная работа: казак, курень, атаман.
Продолжительность: 30 минут.
1 ЧАСТЬ
Под казачью мелодию дети входят в комнату в одежде казачат. Их встречает казачка:
– Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали! Слава богу!»
– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!
– Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей) – Кто жил раньше на нашей земле?
– А вы знаете кто такие казаки? А вы казаки? Можно ли вас так назвать?
Показ презентации с рассказом педагога:
1 слайд: Давно, место, где мы с вами живем, наша Волгоградская область, называлось Диким полем. Сюда, спасаясь от преследования хозяев, бежали крепостные люди и селились на берегах реки Дон и Волга. Называли этих людей казаками, что означало «вольные люди».
2 слайд, 3, 4: Донские казаки или донцы, донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории называющейся Область Войска Донского, которая занимала много областей и в том числе нашу Волгоградскую область. Во главе войска находился войсковой наказной атаман.
5 слайд: Затем казаки стали частью вооружённых сил Российской империи, служили преимущественно в кавалерии и конной артиллерии, а само слово «казак» означает нижний чин казачьих войск.
– Какие казачьи пословицы вы знаете?
– Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.
– Давайте и мы сейчас проверим себя на внимательность и умение различать звуки, сидя в засаде.
Проводится дидактическая игра «Угадай звук». (Презентация с различными звуками).
– Молодцы, очень внимательные казачата растут у нас в Волгограде.
Продолжается показ презентации.
6 слайд 7, 8, 9: Первые казачьи поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами. Дом казака называется курень – происходит от монгольского слова «куря», что означает круг.
– Скажите мне, пожалуйста, кто самый верный друг и помощник у казака? Правильно, конь.
10 слайд, 11, 12: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. – Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде.
13 слайд, 14: А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков. Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине-красная форма.
15 слайд, 16,17, 18: Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».
2 ЧАСТЬ
– А кто из вас умеет ездить верхом? Давайте проверим, как вы умеете держаться в седле.
Проводится физкультурная разминка «Катание на лошадках» (имитируют езду на лошади со сменой аллюра, темпа, направления по команде, с танцевальными движениями).
Физкультурная разминка «Катание на лошадках»
– Молодцы казачата! Не подвели! Ну а теперь подойдите к столу. Перед вами ваши верные кони. Как казак говорил про своего коня? Казак без коня – что солдат без ружья. Казак сам голодает, а коня накормит.
Продуктивная работа детей. Давайте мы с вами причешем вашим коням гриву и хвост. Возьмите заготовки и приклейте вашему коню гриву и хвост. И, конечно, не забудьте напоить вашего верного друга. Поставьте перед ним ведерко воды и сено дать не забудьте. Заготовки для работы лежат перед вами.
Дети делают аппликацию под фонограмму (Конь боевой с походным вьюком).
Аппликация «Уход за конем»
3 ЧАСТЬ
– Ай да казачата! Ай да молодцы! А теперь давайте выйдем с вами на берег великой казачьей реки Дон (дети выходят и садятся на «берег»).
Звучит релаксационная мелодия (шум воды и фоновая мелодия Дон Иванович).
– Закройте глаза, вслушайтесь. Это шумит река, наш великий батюшка Дон. Мы с вами на берегу Дона, здесь сейчас много казаков и казачек, они встречают казаков, которые вернулись с рыбалки (откройте глаза).
– Да, да, дети, казаки очень любили и любят ловить рыбу, недаром они жили и живут на берегах таких великих рек как Волга и Дон. Кто из вас ловил рыбу? Чем ловили? Где? А какую рыбу? Кто знает, как называется рыба? Предлагаю отправиться на рыбалку. Берем снасть и идем на реку.
Проводится дидактическая игра «Поймай рыбку» (забрасывают удочки, достают рыбу и называют ее).
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
– Ай да казачата, ай да молодцы! Настоящие казаки растут в нашем детском саду.
– Раз вы такие смелые, ловкие, догадливые и трудолюбивые угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Дети проходят за стол).
– Только есть мы будем по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем.
Дети едят угощение под фонограмму.
Казачья трапеза
Казачата – славные ребята!
Автор: Овчарова Лариса Александровна, воспитатель 1 категории, ЧОУ СОШ «Родник», г. Волгоград.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Представленное занятие - замечательная творческая инициатива Ларисы Александровны. Оно требует большой подготовки и является звеном систематической работы по патриотическому воспитанию детей.
Но у меня возникло ряд вопросов при знакомстве с конспектом.
На фото вроде бы дети не подготовительной группы, а НОД длится полчаса, да и материал на такой серьёзной исторической основе, что, скорее всего, по силам именно шестилеткам.
Что ели мальчики за казачьей трапезой (ухи в перечне материалов к занятию я не нашла)? Сама эта задумка мне очень импонирует, но я представляю, как на такой методический приём отреагировала бы СЭС :)
Для понимания детьми слов и словосочетаний крепостные люди, Российская империя, чин, сукно, монгольское слово, доблестная сила необходима словарная работа. Если она была проделана заранее, то это нужно было указать.
Где итог занятия?
И, конечно же, очень хотелось бы увидеть презентацию.
Действительно, на фото три ребенка 6,5 лет и два ребенка 5,5.(срочная замена состава по болезни, поскольку работаю в разновозрастной группе, то выбирать не приходится),ели дети кашу, простую пшенную кашу, приготовленную на кухне учреждения по казачьему рецепту.
Действительно, словарная работа указана не в полном объеме, но как педагог вы понимаете что материал презентации естественно проработан с детьми ранее и дается как напоминание и обобщение.
Поскольку, занятие проводилось с трапезой, итоги занятия не подводились.
Уважаемая Лариса Александровна! Спасибо за участие в конкурсе!. Замечательное занятие у Вас получилось, познавательное, красочное, отлично продуманное. Надеюсь, что оно полностью Ваша инициатива. Исторический материал правда смущает, не трудноват ли для детей детского сада? Наши первоклассники такую информацию с трудом понимают. Можно было упростить, но это Ваше право, как её преподносить. Ставлю Вам 5!
Лариса Александровна, добрый день. Спешу поздравить Вас с Новым годом. Хочу пожелать вам удачи в реализации таких замечательных идей. Мне Ваша идея по реализации занятия краеведческого характера очень понравилась. Ребята получили столько полезного и интересного материала. Да и само занятие было не только информативным, но и практическим. Безусловно, предшествовала кропотливая предварительная работа, которая и сказалась на результате, однако, её значимость не была обозначена в начале конспекта. Тогда бы и не возникло вопроса о сложности в восприятии детьми презентации. Чего именно? Таких сложных понятий для данной возрастной категории: преследования хозяев, бежали крепостные люди, вооружённых сил Российской империи, служили преимущественно и т.д. На восприятие слайдовой информации, а их 15, требуется как минимум 15 минут, да еще 5 минут на начало занятия. Предполагаю, что 10 минут на практическую часть маловато. А она тоже очень интересна и познавательная для детей. Необходимо представлять детям только очень существенную информацию и, конечно же, переработанную на их язык. Тогда и хронометраж занятия будет выстроен в логике. По поводу принятия пищи... Конечно, это было, но в то время и условия жизни были другие. В настоящее время соблюдение правил личной гигиены - необходимое условие современной жизни. К этому и надо было подвести детей, а то ведь ребенок столкнулся с рассогласованием тех норм, с которыми ВЫ сами знакомите и соблюдаете в образовательном учреждении. А идея, действительно, достойна обсуждения и поощерения! Успехов в конкурсе!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.