Регистрация

Программа «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей»

  • 19 ноября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Программа «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей» апробирована в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Разработан и представлен перспективный план работы с детьми. Отражены методы активизации родителей. Подобраны методы и приемы работы с детьми для развиия игровой деятельности. Наша задача развивать игру как деятельность, как средство воспитания, как форму организации.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. 

Задачи воспитателя при организации игры: помочь организовать игры, сделать их увлекательными, сделать их насыщенными действиями, помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Ошибки педагогов при организации игры – навязывание готовых игр, игры по определенному плану – шаблонизация игр, стеснение инициативы ребенка. «Мы должны влиять на ребят, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего» (А. С. Макаренко).

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт показывает, что единственный правильный путь управления игрой создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей.

Паспорт Программы

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Росинка»

Наименование программы

«Сюжетно-ролевая игра как социально-личностное развитие детей»

Автор программы

Хирамагомедова Илита Абдулаевна, воспитатель МА ДОУ г. Когалыма «Росинка»

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Закон «Об образовании в РФ»

 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 года №2562.

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014года №1155.

«Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни»).

Цель программы

Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Задачи программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками); развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности.

Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Участники программы

Воспитанники, педагоги, родители.

Срок реализации
программы

2012-2014 годы.

Программа рассчитана на 2 года.

Возрастной состав детей от 3 до 5 лет.

Принципы программы

Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры

Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей

Принцип творческого обучения и воспитания

Принцип доступности

Принцип личностной ориентации

Комплексно-тематический принцип

Принцип интеграции

Принцип систематичности

Принцип практической применимости

Принцип динамичности и гибкого зонирования

Принцип индивидуального подхода к детям

Принцип педагогической поддержки.

Актуальность

В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются.

Игрой называют все (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15 лет, играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Новизна программы

Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональ-ность, вариативность, доступность, безопасность).

Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.

В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

Результаты программы

Интерес к игре, к общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий.

Усвоение цепочки действий в игре.

В игре отражают впечатления о жизни людей, семейных традициях, знания о профессиях взрослых.

Выполнении определенной роли в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.

Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей.

Формирование эмоционального мира детей, построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.

Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду. 

Рабочая программа

Автор: Хирамагомедова Илита Абдулаевна, воспитатель первой категории детского садика «Золушка» г Когалыма.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 20.11.2015 в 15:58

Я думаю,коль игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности детей,может быть, будет лучше - не тратить время на документальное обволакивание сего процесса,а просто играть с детьми (выполнять свои должностные обязанности). Мне кажется,ничего нового в данной программе не представлено.

Никитина Ева Владимировна 20.11.2015 в 22:42

Paroles, paroles, paroles - слова, слова, слова, как пела Далида в известной песне. Да ещё, в основном, чужие и не подтверждённые личным опытом (во всяком случае, он никак не проглядывается здесь). Просмотрев энное количество подобных работ, начинаю считать таковые просто проявлением неуважения к педагогическому сообществу.

Галина Павловна 28.11.2015 в 09:39

Уважаемая Илита Абдулаевна! Спасибо вам за участие в конкурсе. Программа са по себе имеет право на существование, но она не раскрывает сути. Хотелось бы более увидеть описание раздела "Новизна программы", тогда Вы попадёте в точку цели конкурса "Моя педагогическая инициатива". Ещё есть время! Было бы желание!

05.12.2015 в 15:41

Илита Абдулаевна, добрый вечер. Внимательно познакомилась с представленной программой. Я всегда за то, чтобы педагоги сами составляли и представляли профессиональному сообществу программы различного направления для того, чтобы можно было ими активно пользоваться другим педагогам. Такое распространение опыта еще и экономит время педагогов, поэтому Вашу инициативу я поддерживаю. У меня возникли некоторые вопросы. которые бы я хотела, с Вашей помощью, снять. В ПЗ отсутствует нормативно - правовое основание для составления программы. Здесь же, Вы констатируете, что "ведущей деятельностью детей - дошкольников является игра, поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику современны игровых технологий". Сама деятельность данной возрастной категории детей обязывала и обязывает педагогов во все времена, а не только в последнее время, использовать игровые технологии. Следующий абзац звучит так: "Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта". И тут же следующий абзац: " Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания...". Я думаю, что на "игру слов" необходимо было обратить внимание. А вот такое Ваше мнение "Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами.." меня немного смутило. Если это статистика, то нет ссылок на документы, где этот факт отражен в научной литературе. В разделе "Новизна программы" присутствует интересная формулировка "В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр..". Поясните, пожалуйста. В вот и блок "Ожидаемые результаты". Я думаю, что представленная формулировка не профессиональна: "Система работы не ставит целью достичь высоких результатов". Какая же система без целеполагания, ведь "Программа «Сюжетно-ролевая игра как социально-личностное развитие детей» является составной частью образовательного плана дошкольного учреждения, частью образовательного процесса"? Интересен блок "Факторы успешности реализации программы". Только, где все это обозначено, как отследить обязательное использование данных факторов? В пункте 3.1 "Основные направления работы с родителями" страдает стилистика. И еще, много воды, повторяющихся фраз со страницы на страницу. Программу можно пересмотреть, оптимизировать, наполнить конкретностью и получится замечательное руководство к действию. Удачи в конкурсе.

Адамбаева Людмила Анатольевна 05.12.2015 в 15:47

Предыдущий комментарий мой. Всего самого доброго, Илита Абдулаевна.

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 18:32

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:33

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!