Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Заложенные в каждом ребенке индивидуальные особенности, разный подход в воспитании детей дома являются основой зарождающейся личности со своими интересами, склонностями, желаниями. В коллективе детей важным является сохранить индивидуальность каждого ребенка, и в то же время так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью маленькой ячейки общества – группы, со своими устоями, правилами и нормами поведения
Участники проекта – воспитатели, вновь пришедшие в детский сад дети средней группы (4-5 лет), их родители.
Тип проекта – педагогический.
Масштаб – долгосрочный.
Проблема. В предстоящем году в нашу группу придут дети четырехлетнего возраста. Предстоящее посещение ребенком дошкольного учреждения вносит в его жизнь много изменений: это в первую очередь и отсутствие родителей, близких людей; требования установленного в детском саду режима дня; правила и нормы поведения, к которым необходимо привыкнуть; контакты со сверстниками, каждый из которых является уже личностью со своими желаниями и привычками; новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного; другой стиль общения между взрослыми и коллективом детей группы.
Чем старше дети, тем на более долгий срок растягивается период адаптации и сложнее привыкать к новой обстановке.
В основу данного проекта легла система занятий пособия для практических работников детских садов «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет», автор-составитель И.А.Пазухина.
Цель проекта: Освоение детьми мира чувств через знания, умение распознавать и обращаться с ними, развитие свободного общения. Создание условий для усвоения детьми правил коммуникации и взаимодействия с другими людьми, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений
Задачи проекта:
Возраст детей, на который рассчитан проект: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и их родители.
Срок реализации — с 15 сентября 2014 года по 29 мая 2015 года.
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач будет проходить поэтапно. Каждый этап подразумевает 3 этапа:
I этап – Организационный.
Выявление уровня эмоционально-волевой сферы детей, представлений ребенка о себе и ближайшем окружении. Подбор игр, игровых упражнений, методов и форм работы с детьми. Подбор произведений художественной литературы, картинок, дидактического и наглядного материала для организации образовательной работы. Разработка консультативного материала для родителей. Разработка плана работы с детьми, согласование планируемых мероприятий с администрацией детского сада, вторым воспитателем группы. Распределение обязанностей между воспитателями.
2 этап – Основной (содержательная часть)
1. Педагогическое просвещение родителей о развитии эмоциональной, волевой сферы, об особенностях личностного развития детей 4-5 лет.Вовлечение родителей в процесс развития детей: встречи с интересными людьми, подготовка детских презентаций «Мое имя», «Что я люблю» и др.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Реализация поставленных целей и задач будет проходить на протяжении всего учебного года. Основной образовательной единицей будут образовательные ситуации, проводимые в разные режимные моменты. Форма организации – групповая и подгрупповая. Задействованы будут все режимные моменты: утренний прием детей, время перед завтраком, после занятий перед утренней прогулкой, после прогулки перед обедом, после дневного сна, после полдника, перед ужином.
Педагогический процесс будет осуществляться в процессе совместной деятельности взрослого и детей в ходе характерных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, чтения).
Особое место в организации детей будут занимать: игра, общение со взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд.
Активно планируется использовать игровую мотивацию в организации деятельности детей. Все виды проводимых образовательных ситуаций будут проходить либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. Предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам. Слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Поскольку у детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, для воспитателя главное – предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.
Активное развитие и созревание эмоциональной сферы позволяет воспитателю направить свои усилия на пробуждение эмоциональной отзывчивости детей.
3 этап. Итоговый
Цель. Выявить уровень эмоциональной компетентности детей среднего дошкольного возраста. Проанализировать итоги реализации проекта. Разработать проект по социальному развитию детей на следующий год.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Продукты проекта: детско-родительские газеты, презентации: «Мои любимые занятия», «Что люблю и не люблю кушать», «Мое имя», альбом с фотографиями детей в разных эмоциональных состояниях «Мы бываем разными», стенд «Наши настроения», игра-телевизор «Наши правила», значки с изображением запретов и рекомендаций поведения детей в группе
Ожидаемые результаты. Результатом реализации данного проекта будет сохранение индивидуальности детей группы, раскрытие личностных особенностей каждого; развитие навыков совместной деятельности, чувства общности.
Приложение 1
Учебно-методический план программы
I этап (дети 4 – 5 лет)
Раздел |
Тема занятия |
Количество занятий |
«Я и мои особенности» |
«Мое имя» |
1 |
«Автопортрет» |
1 |
|
«Мой внутренний мир» |
1 |
|
«Моя семья» |
1 |
|
«Мы так похожи. Мы такие разные» |
1 |
|
«Мои помощники руки» |
1 |
|
«Мои помощники уши» |
1 |
|
«Моя любимая игрушка» |
1 |
|
«Я и мои эмоции» |
«Радость» |
2 |
«Удивление» |
1 |
|
«Страх» |
2 |
|
«Гнев» |
1 |
|
«Обида» |
1 |
|
«Наши эмоции» |
2 |
|
«Я и другие» |
«Мальчики и девочки» |
1 |
«Если плачет кто-то рядом» |
1 |
|
«В игровом уголке» |
1 |
|
«Давайте жить дружно» |
1 |
|
«Разные поступки» |
1 |
|
«Угощение» |
1 |
|
«На прогулке» |
1 |
|
«Я знаю, я умею, я могу» |
2 |
|
«Наша группа. Что мы умеем» |
2 |
|
Итого: |
28 занятий |
Автор: Гарбовская Ольга Александровна, старший воспитатель НДОУ Детский сад №414 ОАО "РЖД", г. Пермь.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Как я поняла Вы добились раскрытия личностных особенностей каждого; развития навыков совместной деятельности и чувства общности. Спасибо!
Уважаемый автор! Вами представлен практически значимый педагогический проект по актуальной теме. Материалы проекта логичны, теоретически обоснованы, грамотно и эстетично оформлены. Цель конкретна, задачи побудительны, уверена, кропотливая работа приведет к результату... но, презентация перенасыщена текстом, стоило бы материалы проекта оформить в формате документа, фотографии радуют, но они не отражают в полной мере поставленной цели, не наблюдаю на фото процесса "свободного общения.... создание условий для усвоения детьми правил коммуникации и взаимодействия с другими людьми, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений...", фото, сделанные в процессе взаимодействия детей друг с другом и с педагогами передали бы настроение проекта отчетливей. Удачи и новых интересных проектов!
Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.