Регистрация

Информационно-исследовательский проект в ДОУ «Три поколения»

  • 21 апреля 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Данный проект эффективен для активизации деятельности дошкольников на осознанное знакомство, исследование и творчество в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, позволяет им быть социально более благополучными.

Название проекта «Три поколения» выбрано не случайно: в нем прослеживается тесная взаимосвязь трех поколений – современных детей, их родителей и ветеранов, участников ВОВ родного села (по статистике муниципальной библиотеки села Паспаула их 136, в живых осталось совсем немного). Конечно, в первую очередь дети дошкольного возраста знакомятся с историей страны, затем с историей Республики Алтай, района, села Паспаула, его достопримечательностями, а также с людьми, которые жили и проживают рядом с нами. Мы, педагоги совместно с родителями, заинтересованы в воспитании будущих Защитников Родины и патриотов своей страны.

Информационная карта проекта

 Проблема: Если послевоенное поколение еще хранят «зерна» подвигов, из которых вырастают патриоты, то современное относится к патриотическому воспитанию поверхностно: большинство родителей определяет его как основу любви к родному краю, природе, близким людям, уважение к старшим. Низкая компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания не способствует полноценному становлению личности ребёнка как гражданина и патриота своей Родины.

Новизна: Четкая интеграция образовательных областей в программе ФГОС, применение новых современных технологий: ИКТ, Интернет-ресурсы, исследовательская работа, различные техники и методики в художественном творчестве, речевом развитии, активное привлечение родителей – законных представителей к эффективной совместной деятельности.

Кадровое обеспечение: воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Партнеры: семьи ветеранов Великой Отечественной Войны, родители воспитанников, работники сельского дома культуры, библиотекари модельной публичной библиотеки села Паспаула.

Актуальность темы: Данный проект эффективен для активизации деятельности дошкольников на осознанное знакомство,исследование и творчество в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, позволяет им быть социально более благополучными.

Новые формы реализации: 

Совместная деятельность с родителями: посещение семей ветеранов ВОВ, сбор информации, создание буклетов, макетов памятников для села, видеоинтервью.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей: Создание мини-музея «Три поколения», творческие фотоальбомы о папах, дедушках, братьях,мастер-классы по изготовлению поздравительных открытках для ветеранов и тружеников тыла,экскурсии в музеи детского сада и школы, муниципальной библиотеки, выставки детского творчества.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: февраль – май 2015 года.

Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-музей «Три поколения», составление рассказов, создание макетов, военно-спортивная игра «Зарничка», смотр песни и строя, фотоальбомы «Наши папы самые лучшие!»,творческие работы детей, конкурс домашних рисунков «Краски войны», составление буклетов о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза – Е.Ф. Трофимове, конкурс чтецов стихотворений о войне, выставка детских творческих работ по дополнительному образованию, диагностика родителей, консультации для родителей.

Цель проекта: создание педагогических условий для развития духовно-нравственного и интеллектуального потенциала у детей через художественно-эстетические средства и музыкальную культуру.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • расширять знания о военной технике, людях военной профессии, о памятных местах и ветеранах ВОВ села Паспаула;
  • организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие и совместные исследования;
  • развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
  • расширить музыкальный кругозор детей: развивать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны, познакомить с песнями о войне, созданными после Победы, показать взаимосвязь поэзии и музыки;
  • формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет
  • обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
  • воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны: воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории; формировать чувство гордости за воинов-защитников; воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Предполагаемые продукты проектной деятельности:

  1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
  2. Привлечение к совместной работе родителей.
  3. Систематизация знаний о Великой Отечественной войне педагогами, детьми и родителями.
  4. Создание мини- музея «Три поколения».
  5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
  6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
  7. Оформление выставок детского творчества: к Дню Защитника Отечества и к юбилейной дате – 70 –летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне.
  8. Военно-спортивные игры-развлечения с детьми и родителями.
  9. Творческие работы детей по дополнительному образованию( логоритмика и художественное творчество).
  10. Музыкальный праздник «Великий май, победный май!».

Организация деятельности над проектом

 1. Деятельность педагогов.

  • Подготовка методических и дидактических материалов.
  • Проведение интегрированной НОД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихотворений, частушек кконкурсу чтецов и празднику.
  • Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне.
  • Слушание песен военно- патриотической тематики и создание медиатеки.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор звуковых,музыкальных файлов для создания презентаций к юбилейной дате – 70 лет со дня Великой Победы.
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки», «Нашествие» из 7 симфонии Д. Шостаковича, Песня «Ты же выжил солдат» муз. В. Мигули и т.д.
  • Использование ИКТ для знакомства с героическим прошлым – Победой в ВОВ над фашизмом.

2. Деятельность детей.

  1. Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  2. Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, ветеранам села в разной технике: торцевание, скрипбукинг, модули, конструирование из бумаги, выставка рисунков детей.
  3. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  4. Исполнение сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Моряки».

3. Деятельность родителей.

  1. Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
  2. Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
  3. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза – Е.Ф.Трофимове, принимавших участие в исторических боевых действиях.
  4. Совместная творческая деятельность.

Предметно-пространственная среда: 

  1. Оформление мини- музея «Три поколения», выставок детского творчества и совместного с родителями.
  2. Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  3. Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  4. Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
  5. Подборка песен военных лет.
  6. Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  7. Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
  8. Изготовление макетов памятников и обелисков.

Ожидаемые результаты:

  • Уровень формирования у детей воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, поэтического мировосприятия и изучение трудовых и боевых подвигов.
  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания: знание истории страны, ответственность за культурное наследие, активная совместная деятельность с детьми – своеобразная дань памяти защитникам Отечества- отцам, дедам, прадедам, погибшим на войне.
Ресурсы:
  • Интеллектуальные(экспертные) – образовательная программа, диагностический инструментарий по патриотическому воспитанию.
  • Материально-технические – предметно-пространственная среда музеев детского сада, патриотического уголка в групповой комнате, ИКТ(презентации, видеосюжеты о войне),ТСО.
  • Финансовые – бюджет детского сада.

Аннотация проекта

Информационно - исследовательский проект «Три поколения» предусматривает духовно-нравственное просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности подвигов всего русского народа в годы Великой Отечественной войны, активизация процессов социализации личности задач патриотического воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Эти сведения становятся важным компонентом для развития чувства патриотизма и социальной защищенности дошкольника.

Данный проект– сочетание глубинных социальных и современных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне привития положительных качеств, патриотических чувств, углубление душевных откликов, обогащение поэзией, музыкой, живописью и сохранением надолго, возможно, на всю жизнь.

Обоснование проекта

Патриотическое воспитание – один из важных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребёнка. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795 говорится об устойчивом приоритете патриотической деятельности в ДОУ. Как отмечает социолог Е.И.Пронина: «Патриотизм сегодня неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости и благополучии…Гражданин стремится своими действиями служить интересам Родины, или, по крайней мере, не быть предателем, не наносить ей ущерб.»

Современное поколение все дальше и дальше уходит от темы Великой Отечественной Войны, и, к сожалению, не могут показать всю важность и значимость тех подвигов отцов, дедов, прадедов, из которых и по сей день вырастают патриоты Родины.

Название проекта «Три поколения» выбрано не случайно: в нем прослеживается тесная взаимосвязь трех поколений – современных детей, их родителей и ветеранов, участников ВОВ родного села (по статистике муниципальной библиотеки села Паспаула их 136, в живых осталось совсем немного). Конечно, в первую очередь дети дошкольного возраста знакомятся с историей страны, затем с историей Республики Алтай, района, села Паспаула, его достопримечательностями, а также с людьми, которые жили и проживают рядом с нами. Мы, педагоги совместно с родителями, заинтересованы в воспитании будущих Защитников Родины и патриотов своей страны.

Основное содержание проекта

Педагогическая целесообразность данного проекта «Три поколения» заключается в выбранной тактике традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, которые в полной мере могут решить все поставленные задачи патриотического воспитания.

Основным механизмом для достижения цели проекта являются формы совместной деятельности.

Согласно ст.18 Закона об образовании, именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка, а детский сад дополняет и поддерживает их воспитательную деятельность. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип сотрудничества, гуманизма, интегративности и т.д.

Информационно-исследовательский проект «Три поколения» - база для целенаправленной педагогической исследовательской и творческой работы в патриотическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование ИКТ, исследования, наглядно-практических,игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей. (приложения).

Перспективы развития проекта:

Данный информационно-исследовательский проект «Три поколения» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы (муниципальной, региональной и федеральной).

Несмотря на то, что проект еще незакончен, уже виден эффективный результат реализации данной совместной работы. Поэтому предполагается участие в районном фестивале с театрализованными постановками и музыкально-танцевальными композициями, также защита исследовательских работ семей «Герои давно отшумевшей войны», активное участие в празднике села к 70-летию Великой Победы, мотивация родителей для участия в митинге совместно с детьми к юбилейной дате - 9 мая 2015 года.

Список использованной литературы:

1. Антонов Ю.Е. Великой победе посвящается. М.,2010.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» № 795. М.,2010.

3. Картушина М.Ю. День Победы: Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. М.,2005.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Метод.пособие. М.,2007.

5. Образовательная программа ДОУ по ФГОС.

6. Писарева А.Е., Уткина В.В.Живём в «Ладу»Патриотическое воспитание в ДОУ: Метод. пособие. М.,2007.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

2. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4296.html

3. http://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-k-9-maya

4. http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.html

Приложение 1

Приложение 2

Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Детский сад «Тополёк», МОУ «Паспаульская средняя общеобразовательная школа», Чойский район, село Паспаул, Республика Алтай.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Маслова Лариса Андреевна 21.04.2015 в 23:18

Наталья Михайловна, у вас замечательный проект! Тема работы особенно актуальна, проект грамотно оформлен, великолепные поделки, замечательные фотографии. Вы молодцы! Удачи Вам!

Наталья Михайловна 25.04.2015 в 04:23

Спасибо, Лариса Андреевна! Вам всего хорошего!

Светлана Александровна 10.05.2015 в 17:05

Уважаемая Наталья Михайловна! Вами представлен актуальный, с особым патриотическим настроением проект. Радует разнообразие форм работы по реализации проекта, колоритные фотографии, приложения. Мне не хватило структуры в приложении 1 (с содержанием и ссылками в тексте проекта на те или иные материалы приложение было бы более логичным). В цели мне показались лишними слова "музыкальная культура" (художественно-эстетические средства это и музыка в том числе). Удачи и Вам новых творческих проектов!

Наталья Алексеевна 13.05.2015 в 11:11

Здравствуйте, Наталья Михайловна! Очень актуальная тема для проекта, особенно в этом году. Видно, что Вы с коллегами провели очень большую работу, которая несомненно принесет результат и на будущее. Желаю Вам успеха в конкурсе и в работе!

05.06.2015 в 17:04

Уважаемая Наталья Михайловна! Вами представлен актуальный, патриотический проект. Проект оформлен грамотно, последовательно. Порадовали подробные методические разработки мероприятий и отличный фотоматериал. Удачи в конкурсе!

Аманжулова Ирина Юрьевна 07.07.2016 в 22:05

Наталья Михайловна, с проектом вашим познакомилась подробно, работа проведена огромная. Я сама готовила проекты о ветеранах, много поучительного узнала от вас на будущее. Спасибо!

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:34

Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:08

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!