Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школе
Пояснительная записка
Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.
Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.
Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.
Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, а также для родителей. Программа «Скоро в школу» учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников «Скоро в школу» основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Задачи программы:
Тип программы: развивающий.
Диапазон программы: дети 6-7 лет, старший дошкольный возраст.
Принципы работы с детьми:
Методы реализации программы:
Организация программы:
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
Общее количество часов реализации программы - 22 часа.
Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.
Вся деятельность имеет единую структуру.
Структура развивающей деятельности с детьми. |
Ритуал приветствия. |
Разминка– воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. |
Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности. |
Рефлексия– оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы). |
Ритуал прощания. |
Результативность: программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.
Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей: Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей являются:
Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
Тематическое планирование программы
Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.
№ п/п |
Тема НОД |
Количество НОД |
Продолжительность |
1 |
«Здравствуй – это Я » |
1 |
25-30 минут |
2 |
«Школа» |
2 |
50-60 минут |
3 |
«Поиграй-ка!» |
3 |
80-90 минут |
4 |
«Поразмышляй-ка!» |
3 |
80-90 минут |
5 |
«Дом, в котором мы живем» |
2 |
50-60 минут |
б |
«Весенняя капель» |
1 |
25-30 минут |
7 |
«Путешествие в Страну вежливых слов» |
1 |
25-30 минут |
8 |
«Мои друзья» |
2 |
50-60 минут |
9 |
«Путешествие по тундре» |
2 |
50-60 минут |
10 |
«Тренируем внимание, память, воображение» |
2 |
50-60 минут |
11 |
«Моя семья» |
2 |
50-60 минут |
12 |
«Путешествие в Страну знаний» |
1 |
25-30минут |
Итого |
22 |
22 часа |
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.
2. Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.
4. Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентября, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.
7. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.
8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1995.
9. Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.
Автор: Шихахмедова Ася Шихахмедовна, педагог - психолог первой категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Огонек», ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ася Шихахмедовна. Тема,которую Вы поднимаете - наша общая " боль". Как часто приходится слышать возмущенные возгласы родителей : " Да он читает и считает! Ему потом не интересно будет!". А то , что часто дети не готовы социально и физически , так это не важно!Привыкнет! А вот и нет. Как раз ему, который пусть и читает, но высидеть может не больше 15 минут, на уроке и будет неинтересно.И , совершенно с Вами согласна, что надо не только учить, но и развивать.Хотелось бы увидеть практические приложения к программе.Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Ася Шихахмедовна, замечательная программа! К ней претензий нет. Однако у меня есть некоторые замечания к конкурсному материалу в целом. Вы пишите, что используете программу уже три года, поэтому вам в пояснительной записке не нужно ссылаться на новый закон «Об образовании» и ФГОС (данные документы совсем недавно вступили в силу). Ну и, конечно же, хотелось бы увидеть визуальное сопровождение (материал должен быть богатым за три года). Согласна с Оксаной Викторовной по поводу практического приложения.
Большое спасибо, что вы заинтересовались моей программой. Я использую ее уже три года, она дает эффект. Но в новом году были внесены изменения в программу, из-за внедрения ФГОС. Изменился подход к работе, что тоже не мешает выпустить детей из детского сада на хорошем уровне развития, что и требует ФГОС. Мне очень жаль, что не получилось предложить вашему вниманию содержание всех развивающих блоков подробно. Оно и в самом деле очень детям нравятся.
Уважаемая Ася Шихахмедовна, спасибо за участие! Работа заслуживает внимания, соответствует всем требованиям конкурса. Удачи вам!
Программа заслуживает самого пристального внимания! Спасибо, Ася Шихахмедовна, за разработку!
Богатый практический материал, которым обязательно будут пользоваться в своей практике наши коллеги. Спасибо!!
Такая подробная программа ! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.