Регистрация

Программа «Скоро в школу» в ДОУ

  • 3 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школе

Пояснительная записка

Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.

Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.

Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.

Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, а также для родителей. Программа «Скоро в школу» учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников «Скоро в школу» основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

Задачи программы:

  • развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
  • развитие произвольности поведения;
  • снижение уровня тревожных переживаний;
  • развитие навыков общения в коллективе;
  • развитие самоконтроля;
  • развитие творческого воображения;
  • поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Тип программы: развивающий.

Диапазон программы: дети 6-7 лет, старший дошкольный возраст.

Принципы работы с детьми:

  • Принцип научности;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип воспитывающего обучения;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип осознания процесса обучения.

Методы реализации программы:

  • сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
  • беседа;
  • сказкотерапия;
  • изотерапия;
  • элементы телесно ориентированной терапии;
  •  психологические этюды;
  • релаксационные упражнения;
  • психогимнастика;
  • проблемные ситуации.

 Организация программы:

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.

Общее количество часов реализации программы - 22 часа.

Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.

Вся деятельность имеет единую структуру.


Структура развивающей деятельности с детьми.
Ритуал приветствия.
Разминка– воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности.
Рефлексия– оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы).
Ритуал прощания.

Результативность: программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.

Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей: Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей являются:

  • Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Н.Савельева, Р.С. Немов – стартовая; Б.С.Волков, Н.В. Волкова - итоговая)
  • Тест «Последовательные картинки» (А.Д.Виноградова)
  • Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова,Л.А.Ясюкова)
  • Тест «10 картинок»(А.Д.Виноградова)
  • Тест «10 слов»(Л.А.Ясюкова)
  • Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина)
  • Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)
  • Рисование мужской фигуры
  • Срисовывание прописных букв
  • Срисовывание группы точек
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
  • Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» (А.Д.Виноградова)
  • Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе. (Я.Л. Коломинский).

Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

Тематическое планирование программы

Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.

№ п/п

Тема НОД

Количество НОД

Продолжительность

1

«Здравствуй – это Я »

1

25-30 минут

2

«Школа»

2

50-60 минут

3

«Поиграй-ка!»

3

80-90 минут

4

«Поразмышляй-ка!»

3

80-90 минут

5

«Дом, в котором мы живем»

2

50-60 минут

б

«Весенняя капель»

1

25-30 минут

7

«Путешествие в Страну вежливых слов»

1

25-30 минут

8

«Мои друзья»

2

50-60 минут

9

«Путешествие по тундре»

2

50-60 минут

10

«Тренируем внимание, память, воображение»

2

50-60 минут

11

«Моя семья»

2

50-60 минут

12

«Путешествие в Страну знаний»

1

25-30минут

Итого

22

22 часа

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

2. Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.

4. Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентяб­ря, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.

7. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.

8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубро­виной. — М., 1995.

9. Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.

Приложение.

Автор: Шихахмедова Ася Шихахмедовна, педагог - психолог первой категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Огонек», ЯНАО, г. Новый Уренгой.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 9)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 08.02.2014 в 20:33

Уважаемая Ася Шихахмедовна. Тема,которую Вы поднимаете - наша общая " боль". Как часто приходится слышать возмущенные возгласы родителей : " Да он читает и считает! Ему потом не интересно будет!". А то , что часто дети не готовы социально и физически , так это не важно!Привыкнет! А вот и нет. Как раз ему, который пусть и читает, но высидеть может не больше 15 минут, на уроке и будет неинтересно.И , совершенно с Вами согласна, что надо не только учить, но и развивать.Хотелось бы увидеть практические приложения к программе.Спасибо за работу. Удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 10.02.2014 в 01:35

Уважаемая Ася Шихахмедовна, замечательная программа! К ней претензий нет. Однако у меня есть некоторые замечания к конкурсному материалу в целом. Вы пишите, что используете программу уже три года, поэтому вам в пояснительной записке не нужно ссылаться на новый закон «Об образовании» и ФГОС (данные документы совсем недавно вступили в силу). Ну и, конечно же, хотелось бы увидеть визуальное сопровождение (материал должен быть богатым за три года). Согласна с Оксаной Викторовной по поводу практического приложения.

Ася Шихахмедовна 10.02.2014 в 20:46

Большое спасибо, что вы заинтересовались моей программой. Я использую ее уже три года, она дает эффект. Но в новом году были внесены изменения в программу, из-за внедрения ФГОС. Изменился подход к работе, что тоже не мешает выпустить детей из детского сада на хорошем уровне развития, что и требует ФГОС. Мне очень жаль, что не получилось предложить вашему вниманию содержание всех развивающих блоков подробно. Оно и в самом деле очень детям нравятся.

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 17:24

Уважаемая Ася Шихахмедовна, спасибо за участие! Работа заслуживает внимания, соответствует всем требованиям конкурса. Удачи вам!

Елена 13.02.2014 в 00:25

Программа заслуживает самого пристального внимания! Спасибо, Ася Шихахмедовна, за разработку!

Светлана 15.02.2014 в 08:02

Богатый практический материал, которым обязательно будут пользоваться в своей практике наши коллеги. Спасибо!!

Галина Алексеевна 15.02.2014 в 14:17

Жаль нет практических разработок, но всё равно 5.

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:53

Такая подробная программа ! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:06

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!