Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детского сада. Её реализация способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место.
Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (критерия): познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, личностный. Охарактеризуем каждый из них по отношению к личности старшего дошкольника.
Наш собственный опыт работы показывает, что потребности, интерес к труду, желание трудиться у детей в период подготовки к школе практически не воспитаны. Их трудовая активность реализована в этот период несколько выше, чем эмоционально-мотивационный компонент за счёт принуждений и требований педагогов и родителей выполнять трудовые задания.
По нашим наблюдениям, уровень трудолюбия у девочек старшего дошкольного возраста выше, чем у мальчиков: девочки в работе более ответственны, активны и инициативны, исполнительны и аккуратны; мальчики же выполняют трудовые задания более творчески, предпочитают деятельность исследовательского характера и готовы к объективной оценке своего труда. Поэтому мы стали уделять этой проблеме как можно больше внимания. В течении двух лет мы создавали педагогические условия в группе, которые позволили сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным.
Мы сформировали единое образовательное пространство «педагоги – дети – родители» через традиционные и новые педагогические технологии: личностно ориентированные, гуманно-ценностные, игровые, социализации, интегративности, экспериментально-познавательные и др. Ценность этих технологий заключается в том, что они предполагают постоянное отслеживание уровня воспитанности трудолюбия.
В процессе работы мы использовали разные методы стимулирования родителей к совместной деятельности (публичная похвала на родительских собраниях, награждения почётными грамотами и похвальными листами и др.).
В группе мы организовали консультативную поддержку для родителей (по изучаемому вопросу), которая выстраивалась в соответствии с содержанием программы (круглые столы, семейные гостиные, «информационные бюллетени», тематические выставки психолого-педагогической и научно-методической литературы и др.)
Вследствие такого тесного взаимодействия матери и отцы начали больше времени уделять воспитанию трудолюбия у своих детей: чаще рассказывали о своей профессии, читали книги о труде взрослых; у детей появились постоянные трудовые поручения и обязанности (не только убирать игрушки в своей комнате, что мы наблюдали в начале работы, но и застилать свою постель, стирать мелкие личные вещи, поливать растения, мыть мелкую посуду после еды, помогать в уборке квартиры и др.). Дети рассказывают в конце дня родителям о трудовых занятиях как об интересном и радостном событии своей жизни.
Эффективная совместная деятельность педагогов детского сада и родителей позволила повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.
Чтобы оценить эффективность нашей работы (программы «Наши достижения – в объединении»), определить устойчивость приобретённых детьми характеристик, определяющих трудолюбие, мы проанализировали, как проявляется отношение к учебному труду бывших воспитанников, ныне учащихся первых классов.
Наши первоклассники выделялись в классе среди других детей самостоятельностью, активностью, ответственностью. Они умеют себя обслуживать, организовывать своё рабочее место, доводят начатое дело до конца, не чувствуют себя беспомощными в новой обстановке.
Отзывы учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня, их экспертная оценка уровня воспитанности трудолюбия у наших воспитанников таже позволили убедиться в эффективности нашей работы.
Литература:
Автор: Пахутко Татьяна Викторовна, Старожук Нина Николаевна, воспитатели МКДОУ «Новохопёрский центр развития ребёнка – детский сад №1», г. Новохопёрск, Воронежская облась.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!