Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Пояснительная записка
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка. В этот период закладываются основы всех психических свойств и качеств личности.
Формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников с особыми образовательными потребностями происходит неравномерно. Если личностный потенциал не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии его не реализовать в полной мере. Среди множества средств профилактики нарушения и сохранения психического здоровья ребенка особое место занимает терапия искусством. Терапия искусством основывается на предположении, что свое «Я» отражается в визуальных формах, как только человек начинает спонтанно рисовать и лепить. В программе используются арттерапевтические игры, которые помогают достигнуть положительных изменений в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии дошкольников.
Программа включает систему развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Приоритетным является обучение, развитие, воспитание, оздоровление детей с ОВЗ. Благодаря играм, арттерапевтическим техникам, неречевым средствам общения и релаксационным упражнениям дошкольники достигают положительных изменений в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии. Адресована психологам, воспитателям, родителям.
Инновационная направленность: Использование арттерапевтических техник в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Сформировать навыки эффективного взаимодействия через самораскрытие и самосознание членов группы. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям совершенствовать личность ребёнка.
Задачи:
1. Формирование навыков социального поведения через игру.Методы и приёмы: игры-коммуникации, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, изотерапия, телесная терапия, релаксационные упражнения, арт-терапия, рефлексия, игротерапия, цветотерапия, беседы, этюды.
Тематический план занятий:
Срок |
Блоки |
Тема |
Цель |
Коли-чество занятий |
Октябрь |
I БЛОК Развлека-тельно-контактный |
«Дружим, любим, общаемся!» |
- объединение детей в подгруппы; - формирование взаимного доверия; - снятие эмоционального напряжения |
Занятие №1 Занятие №2 |
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель |
II БЛОК
Обучающе- коррекцион-ный |
«Творим, рисуем, улыбаемся» |
–развитие адекватных форм проявления эмоций; – разрядка агрессивных импульсов; – повышение уверенности в себе; –формирование позитивного отношения к своему «Я»; – развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела; – освоение средств выражения чувств через музыку, звук, получения обратной связи |
Занятия №№3–13 |
Май |
III БЛОК Обучающе-контрольный |
«Творческая мастерская» |
– закрепление полученных навыков и форм общения, символическое признание успехов детей в общении |
Занятие №14 |
Повторение игр и упражнений допускается до тех пор, пока дети не усвоят данное занятие.
Структура занятий:
1. Вводная часть.Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками – цветопись настроения, приветствия.
2. Основная /рабочая/ часть. В этой части занятия игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребёнка:
3. Завершающая часть. Рефлексия занятия. Отслеживание настроения детей с помощью упражнения: «Цветопись настроения».
Автор: Пушкарева Нина Ивановна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад №76 «Солнышко», г. Йошкар-Олы, Республика Марий Эл, педагогический стаж работы – 29 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Нина Ивановна, мне понравилась ваша авторская программа по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с использованием здоровьесберегающей технологии. Конспекты занятий методически разработаны и грамотно изложены, виден авторский подход. Только почему 14 занятий вместо 28-30 -- положенных? Ведь вы пишите, что занятия проводятся один раз в неделю (январь вы пропустили, не понимаю – почему?). И, конечно, не хватает визуального сопровождения работы: фотографий с занятий, Приложения с наглядным дидактическим материалом к занятиям, который был бы очень полезен коллегам, которые бы взяли ваш материал в свою методическую копилку…
Нина Ивановна, мне понравилась ваша авторская программа. Да, кое где немного что-то непонятно, но из неё можно сделать хорошую разработку. Доработайте, идея - замечательная! 5 - авансом!
Уважаемая Нина Ивановна. Программа хорошая, она адресована широкому кругу, только вот работа с родителями не отражена. Понравился эмоциональный настрой и рефлексия с использованием активных методов обучения. Можно смело брать в копилку. Не хватает фотографий с занятий. Спасибо за работу. Удачи в конкурсе!
Нина Ивановна, программа в целом понравилась. Конечно,ее нужно обязательно доработать. Успехов Вам!
Уважаемая Нина Ивановна, работа разработана методически грамотно, логично, чувствуется авторский подход. Удачи вам, с наступающим Новым годом!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!