Регистрация

Формирование доброжелательных отношений между детьми в разных видах деятельности

  • 4 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Частые ссоры детей в подготовительной группе и жалобы родителей на агрессивные проявления детей заставили нас задуматься, как найти выход из сложившейся ситуации. Мы решили формировать у детей навыки эффективного общения в деятельности. Наиболее эффективной деятельностью для развития навыков позитивного общения у детей, на наш взгляд, является специально организованное взрослым интерактивное взаимодействие детей. Из множества видов деятельности мы выбрали три, которые посчитали наиболее оптимальными для сотрудничества детей:

Игровая – ведущий вид деятельности дошкольников.

Творческая – явно ощутим продукт совместной детской деятельности в виде творческой работы: коллективный рисунок, аппликация и т.п.

Познавательно-исследовательская – дети охвачены общим интересом к предмету исследования, что является сильным эмоциональным стимулом для их взаимодействия.

После выбора видов деятельности определились задачи нашей работы:

1. Формировать у детей умения и навыки совместной деятельности:

  • слушать друг друга;
  • доводить начатое дело до конца;
  • достигать общего результата и действовать на благо общей цели.

2. Развивать познавательные, творческие способности детей в разных видах совместной деятельности.

3. Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, чувство принадлежности к группе. 

Организуя совместную деятельность детей с целью формирования навыков общения, мы выделили некоторые её особенности:

  • Обязательное взаимодействие детей в процессе совместной деятельности.
  • Наличие общей цели, путь к которой предполагает достижение промежуточных результатов, которые, в свою очередь, складываются из результата каждого ребёнка.
  • Свободное проявление активности и инициатив каждым ребёнком.
  • Преобладающий тип отношений данной деятельности: «ребёнок-ребёнок».
  • Основная часть времени, отведённого на данную деятельность, затрачивается на активное самостоятельное общение детей.

Наш практический опыт показал, что образование детей в данной деятельности складывается из двух компонентов: межличностного (обучение умениям и навыкам взаимодействия) и познавательного (формирование знаний, умений, навыков по специфике деятельности).

В достижении цели нашей работы познавательный компонент является второстепенным, а межличностный – главным. 

Каждая из выбранных нами трёх видов деятельностей включает в себя разные формы. В игровой деятельности – это все виды игр. В творческой деятельности – это прежде всего изобразительная деятельность. В познавательно-иссследовательской – опыты, эксперименты, поисковая деятельность. 

Практическая работа показала, что любая из этих видов деятельности подчинена определённому алгоритму:

1. Установка на коллективное выполнение некоторого задания (игры, продукта художественной деятельности, исследования).

2. Разделение детей на подгруппы и определение задач для каждой из них.

3. Работа детей в подгруппах. Роль взрослого на этом этапе деятельности: наблюдает за отношениями детей и, при необходимости вмешивается в процесс работы.

4. Анализ результата. Осознание детьми влияния их взаимоотношений во время деятельности на полученный результат.

Наш опыт показал, что в организации такого взаимодействия есть свои проблемы.

1. Большое количество детей в группе (приходится делить на подгруппы, вводить способы самоконтроля).

2. Дисциплина. Свободное общение детей может стать неконтролируемым, поэтому лучше задавать правила, использовать жетоны, заинтересовать определённой работой. 

3. Стремление к соперничеству. Всегда находятся несколько детей, стремящихся завладеть всей работой и выполнять её,независимо от других. Чтобы не допустить конфликта, мы заранее распределяем, кто и что будет делать. Но в будущем, с развитием данной деятельности, дети научатся сами распределять обязанности.

Несмотря на имеющиеся проблемы, регулярно организуемая совместная деятельность «дала свои плоды»: дети стали проявлять внимание к сверстникам, оказывать помощь, терпимее относится друг к другу, не стало «отверженных». Безусловно, навыки совместной деятельности, полученные детьми в ходе данной работы, сформированные позитивные отношения друг к другу помогут им адаптироваться в школьном коллективе, а это является главным условием успешного обучения. 

Приложение 1: Перспективный план.

Приложение 2: Подарок деду Морозу.

Приложение 3: Экспедиция в Арктику.

Приложение 4: Сказочный кот.

Автор: Холодова Татьяна Брониславовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад № 8 «Золотой ключик», п. Плесецк, Архангельская область. Педагогический стаж 29 лет. Почётный работник общего образования. Исаева Ирина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад №8 «Золотой ключик», г. Мирный Архангельская область. Педагогически стаж 10 лет.Победитель городского конкурса «Воспитатель года 2012».

5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 07.02.2013 в 16:37

Уважаемые коллеги!Уже несколько работ представлено в конкурсе от вашего детского сада. Молодцы,что проявляете творческую активность. Навыки совместной деятельности необходимо развивать, и за то, что вы этому уделяете достаточно внимания ,Вам-честь и хвала!Интересные разработки, молодцы.

Татьяна Брониславовна 07.02.2013 в 22:12

Спасибо, уважаемая Ирина Владимировна! Жаль, что мы совсем недавно узнали об этом конкурсе, он устроен живо, динамично, гуляя по порталу, не заскучаешь! Мне бы очень хотелось спросить у Вас вот о чём: какие реальные пути разработки Вы, как заместитель по методической работе , видите в теме " Одарённые дети в ДОУ" Я руковожу методическим объединение педагогов-новаторов нашего города и сейчас мы начали рассматривать эту тему (т.к. она в федеральном приоритете и.т.п.) Но мне пока всё видится туманно.... Может посоветуете какие-то курсы в Москве или СПб?

Ирина Владимировна 08.02.2013 в 20:50

Уважаемые коллеги,напишите мне на этот адрес fgdouds44morf@yandex.ru и мы с вами пообщаемся.

Олеся Викторовна 08.02.2013 в 22:32

Уважаемая Татьяна Брониславовна. Уже в детском саду вы формируете у детей ключевые компетенции, и учите их по моему самому сложному- работе в группе. которой в школе сейас отводится ведущее место. Спасибо. Удачи! От меня 5. Приглашаю вас к себе на страницу.

Ануфриева Ирина Викторовна 09.02.2013 в 23:56

Уважаемые коллеги, спасибо за предоставленный опыт работы, за уже выявленные плюсы и минусы. Но так как организуемая совместная деятельность с детьми «дала свои положительные плоды» - будем тоже пробовать, потому что заявленная Вами тема очень актуальна. Удачи Вам!

Елена Ивановна 19.02.2013 в 04:07

Уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленный отличный практический материал! Разработанные Вами мероприятия, действительно, способствуют формированию дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Детский рисунок классный! Вам 5 звёзд! Приглашаю познакомиться с моим опытом.

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 06:20

Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!