Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления.
Познавательное развитие ребенка традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение и того, и другого невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушения. В современном мире все большее значение приобретает и изучение своей истории, культуры наряду с традициями других народов.
В целях обеспечения регионального компонента к основной общеобразовательной программе была создана методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности» в которой отражается ознакомление детей с природой и окружающей действительностью, ориентируясь на условия проживания в нашей местности, а именно на многообразие растительного и животного мира, сезонные изменения в природе с учетом климатических, экологических, региональных особенностей нашего округа.
В последние годы большую популярность приобрел метод проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, как средство познания окружающего мира.
Педагогические исследования показывают, что одной из проблем образования – потеря притягательности процесса познания.
Мы должны не только обучать дошкольников, но и представлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую деятельность. Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о родном крае, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково – исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.
Цель методической разработки, реализуемой в нашем детском саду – применение проектного метода как средства познавательного и социально-личностного развития дошкольников с учетом регионального компонента.
Задачи:
Данная разработка содержит следующие разделы:
I. «Культура коренных народов Югры»
II. «Природа Ханты – Мансийского автономного округа»
III. «Город Нижневартовск»
Содержание работы предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный.
Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому, формировании представлений детей о культуре, быте народов Севера и тем самым привитии интереса к познанию и уважению истории любой национальности, близкой пониманию ребенком.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и традиционно – бытовой культурой данных народов, а так же в изучении мировоззрения и мироощущения коренных малочисленных народов Севера.
Проектный метод как средство познавательного и социально-личностного развития дошкольников с учетом регионального компонента имеет целенаправленную, систематически спланированную деятельность педагога на длительный период и имеет два направления:
Для того, чтобы организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась последовательно и регулярно, определены средства формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста и обеспечен интегрированный подход, включающий все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Данные средства были соотнесены с формами работы, которые проводятся с детьми:
Использование проектного метода в образовательной деятельности ориентирует участников на взаимодействие с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Таким образом, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
1. Проект «Цветы Югры»
2. Занятие на тему «Мой город» к проекту «Мой город Нижневартовск»
Проектный метод как средство познавательного и социально-личностного развития дошкольников.
Автор: Литвиненко Елена Владимировна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Ёлочка», город Нижневартовск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Владимировна, очень содержательный и инновационный материал! Моя первая пятерка. Приглашаю познакомиться с моей работой.
Уважаемая Елена Владимировна!Интересный проект, знакомящий с культурой, городом и природой вашего региона, имеющий практическую значимость.
Уважаемая Елена Владимировна! Понравилась Ваша работа! Реализовано много интересных и разнообразных мероприятий. Ваш план включил все образовательные области. Вам 5 баллов! Познакомьтесь с моим опытом.
Уважаемая Елена Владимировна! Потрясающе интересный проект! Только мне, например, не хватило материала, чтобы познакомиться с ним в полной мере, у вас столько всего интересного запланировано, хотелось бы увидеть методические разработки всего этого. И двух фотографий явно недостаточно, чтобы в полной мере оценить всю вашу работу. Удачи в конкурсе! +5
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.