Конкурс «Мастер презентаций - 2012»
Музыкально-дидактическая игра к пособию по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данная игра предназначена для использования на музыкальных занятиях для детей подготовительной к школе группы. Игра способствует развитию музыкальных способностей детей и затрагивает все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное разноцветие».
Цель игры: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности путем использования музыкально-дидактических игр.
Задачи: Обучать определенным способам певческой исполнительности: напевному исполнению мелодии (Legato), четкому, отдельному пропеванию звуков попевки (non legato), легкому отрывистому исполнению (staccato) и подчеркнуто - выделенному акцентированному исполнению (marcato). Содействовать овладению детьми особенностями техники штрихового исполнения мелодии. Прививать детям любовь к певческой деятельности.
Описание игры: 4 карточки с изображением штриховых средств музыкальной выразительности: (Legato, non legato, staccato, marcato).
Игровое поле, разделенное на четыре части, каждая часть пронумерована. Нумерация условно соответствует очередности прослушивания музыкальных произведений. В игре используется попевка «Цветочки и бабочки».
Попевка «Цветочки и бабочки»
Бабочки летают, крыльями порхают,
Сядут на цветы неземной красы,
Сядут отдохнут, аромат вдохнут,
И опять летят, видеть мир хотят!
Ход игры: Педагог поет попевку «Цветочки и бабочки» в сопровождении фортепиано. При повторном исполнении предлагает детям исполнить ее плавно, сопровождая пение дирижированием, жесты должны точно соответствовать штрихам музыки. Затем педагог показывает участникам игры четыре карточки и предлагает выбрать у себя на столе одну из них, соответствующую, по их мнению, штриховому рисунку в попевке и закрыть ею часть игрового поля под № 1. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все части игрового поля. Выигравшим считается тот, кто правильно справился с заданием.
Задачи: Расширять представления детей о средствах музыкальной выразительности. Учить детей музыкальному восприятию выразительных средств музыки, позволяющих осознать характерные особенности музыкального образа. Прививать любовь к классическому музыкальному наследию.
Описание игры: 4 карточки с изображением штриховых средств музыкальной выразительности: (Legato, non legato, staccato, marcato). Игровое поле, разделенное на четыре части, каждая из которой определенного цвета (розового, зеленого, желтого и красного). Цвета соответствуют определенному виду штрихов и характеру произведения. Розовый - legato, зеленый non legato, желтый-staccato и красный-marcato. Фонограммы произведений: К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», Р. Шуман «Песня итальянских моряков», А. Гречанинов «Верхом на лошадке» из «Детского альбома», Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».
Ход игры: Педагог предлагает поочередно прослушать четыре музыкальных произведения различного характера, в каждом из которых преобладает определенный штриховой элемент. После прослушивания каждого музыкального произведения каждый участник игры закрывает карточкой ту часть игрового поля, которая соответствует настроению музыки и штриховому рисунку произведения. Розовый цвет - нежная, одухотворенная лирическая мелодия ( legato), зеленый- вальсовая, мужественная, романтичная ( non legato), желтый-веселая, игривая, бодрящая (staccato), красная- энергичная, активная, тревожащая, таинственная музыка (marcato). Игра продолжается до тех пор, пока карточками не будут закрыты все части игрового поля. Выигравшим считается тот, кто правильно справился с заданием.
Задачи: Учить детей различать на слух тембр звучания различных инструментов, называть их, узнавать их изображение на игровом поле, а также уметь исполнять мелодию попевки в различных штриховых вариантах. Уметь сопоставлять способ звукоизвлечения со штриховыми особенностями мелодии. Нацеливать детей на игру на музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности.
Описание игры: 4 карточки с изображением штриховых средств музыкальной выразительности: (Legato, non legato, staccato, marcato). Игровое поле, разделенное на четыре части, на каждой из которой изображен музыкальный инструмент. На каждом из инструментов наиболее легко можно исполнить определенный штриховой элемент : на аккордеоне-legato, на губной гармонике-non legato, на металлофоне-staccato, на бубне-marcato. Музыкальные инструменты: аккордеон, губная гармоника, металлофон, бубен.
Ход игры: Педагог поет попевку «Цветочки и бабочки» в сопровождении фортепиано, используя поочередно один из штриховых вариантов исполнения попевки. Затем попевка пропевается участниками игры. Педагог предлагает детям закрыть карточкой с определенным штрихом соответственно ту часть на игровом поле, на которой изображен музыкальный инструмент, наиболее подходящий к исполнению данного вида штрихов. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все части игрового поля. Выигравшим считается тот, кто не только правильно справился с заданием, но и сумел исполнить попевку на каждом из четырех музыкальных инструментов.
Задачи: Обучать детей исполнению движений сюжетно-образной драматизации, передающих особенности художественно-музыкального образа( игровых персонажей) и зависящих от специфики эмоционально-образного содержания музыкального произведения, характера и средств музыкальной выразительности. Предлагать детям выражать собственное отношение к содержанию музыкального произведения в танцевально-импровизационных миниатюрах, таким образом, способствовать творческой самостоятельной активности дошкольника в выражении собственной оценки воспринятого музыкально-ритмического репертуара, в намерении передавать свои впечатления в творческой хореографической деятельности.
Описание игры: 4 карточки с изображением средств музыкальной выразительности. Игровое поле, разделенное на четыре части, на каждой из которых изображен один из рисунков: 1) лебедь; 2) кораблик; 3) лошадка; 4) тролль.
Фонограммы четырех музыкальных произведений, перечисленные во втором варианте игры.
Ход игры: Звучат поочередно четыре музыкальных произведения. После прослушивания каждого из них педагог предлагает закрыть карточкой с определенным штрихом одну из частей игрового поля с изображением конкретного персонажа (предмета), который, в свою очередь, наиболее точно соответствует образу и характеру музыки. Игра продолжается до тех пор, пока карточками не будут закрыты все части игрового поля. Выигравшим считается тот, кто не только правильно справился с заданием, но и сумел наиболее ярко передать в движении музыкальный образ произведения.
Практическая значимость: Использование презентации позволяет музыкальному руководителю наиболее эффективно и плодотворно взаимодействовать с детьми, успешно вовлекая их в творческий процесс изучения музыкального материала. Данное пособие, представленное в виде презентации и содержащее в себе четыре вариативных подхода (в которых средства музыкальной выразительности рассматриваются детально во всех основных видах музыкальной деятельности) превращает процесс ознакомления в увлекательное и яркое зрелище. Такой подход к изучению музыкального материала активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности, расширяет кругозор и способствует быстроте и прочности усвоения материала.
Автор: Бедарева Екатерина Эдуардовна, музыкальный руководитель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 16 «Колокольчик», город Междуреченск. Кемеровская область. Стаж работы 30 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Представленный опыт проведения дидактических игр со старшими дошкольниками актуален, в игровой форме решает поставленные задачи музыкального воспитания. По оформлению презентации есть некоторые шероховатости: много текста на слайде, не звучит музыка, нет слайда с источниками, хотелось также увидеть фото детей в процессе игры. Удачи в конкурсе!
Оксана Анатольевна, спасибо большое за ценные замечания по оформлению презентации. Я постараюсь исправить недоработки. Что касается источников, то их попросту нет, так как учебное пособие авторское.
Екатерина Эдуардовна, здравствуйте. Хорошая работа. Спасибо за желание делиться опытом с коллегами. По доработке презентации присоединяюсь к комментариям Оксаны Анатольевны. Успехов!
Екатерина Эдуардовна! Большое спасибо за вашу игру. Очень интересна идея преподнесения материала, и закрепления его. Мне очень понравилось, несмотря на некоторые недоработки, всё равно сделано очень интересно. И не "заезженно" в плане некоторых презентаций, очень схожих друг с другом. Тематика подходит как и музыкальным руководителям, так и можно использовать дома с ребёнком.