Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Сегодня оборудование часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду.
Мы считаем, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна.В своей группе старемся её развивать и обогащать.
Цель презентации: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды.
Место применения: на педагогических советах, на РМО, как наглядное пособие для студентов.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами ,чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывющий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности ,стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.
Под предметно-развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании .Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Предметный компонент среды подробно описан в работах С.Л.Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка ,функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического, и разработала требования к развивающей предметной среде, которые определяются следующим образом:
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов ,но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он -образец для подражания ,через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе :возрастного состава детей, психологической характеристики группы ;индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка-она воспитывает и развивает его.
Автор: Фахуртдинова Лариса Анатольевна, стаж 10 лет, Мифтахова Альбина Василовна, стаж 28 лет, педагоги МБДОУ № 6 «Звёздочка», г. Азнакаево Республики Татарстан. Девиз: «Сотрудничество, содружество, совместная деятельность». Увлечения: вяжем, рукодельничаем,выращиваем цветы, поём и танцуем.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лариса Анатольевна, пожалуйста, сделайте активной ссылку на скачивание, на Calameo в своем профиле вы можете зайти в режим "Редактировать", выбрать опцию "Возможности распространения", в рубрике "Загрузить документ" поставить галочку напротив "Все могут загружать этот документ", а затем нажать кнопку "Обновить". Заранее спасибо...
Позитивный опыт по созданию развивающей среды ДОУ очевиден, хотелось бы скачать презентацию, чтобы оценить её в "полном объёме". Удачи!.
В вашем детском саду шикарная мебель для "Центров активности": "Больница", "Парикмахерская, "Мой дом". (А мы до сих пор всё "лепим" своими руками). А остальное, ИЗВИНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, меня ничего не поразило.