Многие педагоги и родители согласятся с тем, что именно сейчас, в наш стремительный век обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Презентация позволяет структурировать имеющуюся информацию у детей о том, как жили их прапрадеды, опираясь на яркие образы. Недаром в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Цель презентации: Обогащение детей знаниями о труде и быте наших предков.
Задачи:
Использование презентации: Презентация может использоваться педагогами на занятиях познавательно-речевого цикла, а такжев специально организованной деятельности в рамках проводимых,например, «Вечеров открытий».
Практическая значимость презентации: Практическая значимость и эффективность презентации определяется той ролью, которую несет в себе наглядный материал. Дети увлечены тем, что видят на экране, живо обсуждают увиденное, с удовольствием вспоминают произведения малых фольклорных форм. Они заинтересованы, активны, способны вести продуктивный диалог.
Предварительная работа:
1 слайд титульный.
2 слайд
Домовенок Кузя приготовил новую загадку: «Мал малышок в сыру землю зашел, синюю шапочку нашел». Объясните, почему вы решили, что это лен. Отгадку сейчас проверим (кликнуть мышкой, появиться слово лен). Трудно ли узнать это растение?
3 слайд
Действительно, его не трудно узнать по нежным мелким синим, голубым или белым цветам (кликнуть мышкой). Чтобы вырос такой красивый лен, сначала нужно было вспахать поле. Какие орудия помогали людям в старину, ведь тракторов тогда не было?
4 слайд
Пахали крестьяне на лошадях, а часто и вручную. Помогали им в этом плуг, соха и борона. Плуг и соха землю вскапывали, а борона рыхлила. Но как же люди узнавали о том, что пришла пора лен сеять?
5 слайд
Как только кукушка закуковала, значит, пора сеять лен (кликнуть мышкой). Сеяли лен мужчины и мальчики, им женщины собирали котомки с едой, там были хлеб, масло, яйца. Яйца кушать было нельзя, их подбрасывали вверх и приговаривали: «Расти, мой ленок, выше темного леса».
6 слайд
Засевали поля бескрайние. Посмотрите, края у поля не видно. Высок лен, с детей вырос, а то и выше. Ветер колышет лен, словно волны в море.
7 слайд
Когда лен вырастал (кликнуть мышкой), на месте цветов появлялись коробочки (кликнуть мышкой), а в них семена. Попробуйте отыскать семена льна.
Дети выполняют практическое задание. (На столах лежат разные семена, например гороха, укропа, фасоли, тыквы, льна).
8 слайд
Семена блестящие, продолговатые, темно-коричневые или бледно-желтые. Масляные. Семена нужны для того, чтобы посеять на следующий год снова. Ими кормили домашних птиц, скотину. Еще из семян делают масло, им лечат раны и ожоги.
9 слайд
Собирали лен в августе. Выходили всей деревней, вязали лен в снопы.
10 слайд
Когда работу заканчивали, песни пели (кликнуть мышкой для звукового эффекта), в игры играли. Помните русскую народную игру «Воробей»? давайте поиграем. Можно провести другую русскую народную игру.
11 слайд
Что же делали изо льна? (кликнуть мышкой). Утеплитель (паклю) (кликнуть мышкой), его прокладывали между бревен, когда строили избы, чтобы было тепло. А еще нитки (кликнуть мышкой).
12 слайд
Из льняной ткани, шили белье, скатерти, салфетки. Как они называются? Льняные (кликнуть мышкой). Шили одежду. Вспомните поговорку о льняной одежде. Кто в лен одет, проживет до ста лет. Почему так говорят?
13 слайд
Для того, чтобы получить все такие разные вещи лен мочили, сушили, трепали, чесали. И инструменты для этого специальные были. Трепало, гребень.
14 слайд
Теперь очередь прялки и веретена наступала. На прялку лен привязывали. Лен превратили люди в волокно, это уже не те стебельки, что в поле росли. Это кудель. Из кудели тянули волокно и наматывали его на острое веретено. Пряжу пряли.
15 слайд
Вечерами собирались женщины, девушки, девочки пряли, да песни пели, вот прислушайтесь (звучит музыкальное сопровождение слайда, под него при желании можно водить хоровод, подпевать, для неполного прослушивания песни кликнуть по значку). Еще слушали сказки, загадывали загадки. А вы загадки знаете?
16 слайд
Из ниток ткали полотно. Для этого нужен ткацкий станок (кликнуть мышкой). На станке ткацком натянуты нити. Их раздвигают специальной дощечкой – браницей и пропускают между ними другую нить. Потом сильно три раза ударяли по нити специальным приспособлением вверху станка, прижимали эту нить к другим.
17 слайд
Вот какой нарядный костюм сшили из льняного полотна. Женщины вышивали разные узоры: кресты, круги, цветы, птиц. Кресты с загнутыми концами обозначали солнце; ромб с точкой посередине – поле; дерево и птицы – силы природы.
18 слайд
Вспомните пословицы о труде. Никогда их не забывайте.
Автор: Гаврилюк Надежда Германовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей IIкатегории № 28 «Калинка» г. Сургут, ХМАО - Югра. Стаж работы 31 год. Присвоено звание Ветеран труда Российской Федерации, награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской федерации». Разработала и внедрила компилятивную программу «Учимся диалогу».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хорошая, практически значимая работа, яркая, с продуманной анимацией, качественными иллюстрациями, эстетично и со вкусом оформленная. Радует наличие рекомендаций по работе с презентацией, но я бы добавила заголовки слайдов в презентации, согласно санитарным нормам и правилам допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий на занятиях с дошкольниками 7-10 минут, каждый слайд ребята должны разглядывать минуту, в презентации 15 "информативных" слайдов, а это значит, что временные рамки занятия с применением презентации нарушены... MP3 формат музыки, не поддерживаемый презентацией, нужна конвертация...Пр и некоторой доработке вполне возможно использование презентации в ДОУ. Спасибо автору за интересную тему и желание делиться опытом с коллегами! Удачи!
Уважаемая Светлана Александровна, спасибо за конструктивную критику и оценку моей работы. Я действительно не приняла во внимание то, что это моя ребятня много знает по данной теме и для них 15 слайдов укладываются в меньший промежуток времени. Подскажите пожалуйста как сделать чтобы музыка звучала, ведь там чудесные народные песни в исполнении хора им. Пятницкого. Надежда Германовна.
Здравствуйте, Надежда Германовна! Приятно встретить на конкурсе земляков! Тема презентации очень интересна, радует наличие конспекта с раскадровкой. На некоторых картинках есть надписи и логотипы сайтов, их лучше обрезать или ретушировать в фотошопе и давать ссылку на источник в последнем слайде. Желаю Вам творческого вдохновения, с уважением...
Оксана Анатольевна, спасибо за отзыв, замечания конечно учту. Очень рада заочному знакомству и тому, что сургутские педагоги в вашем лице на высоте.
Презентация интересная, познавательная, соответствует возрасту детей, практически значимая. Мне понравилась Ваша работа, Надежда Германовна!
Удачи! С уважением Ирина Николаевна
Спасибо за отзыв, я представляла презентацию во время Дня открытых дверей и родители, по их словам, узнали очень много о льне, были поражены тому, что дети знают и заклички, и поговорки.
Лён- это здорово! Презентация пригодится и в практике учителя начальной школы, удачи!