Конструирование это практическая деятельность, направленная на получение определенного продукта. В дошкольной педагогике конструктивная деятельность рассматривается как средство умственного воспитания детей. Конструируя, ребёнок осуществляет анализ и синтез: после зрительного восприятия практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в целую постройку.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать. Дети учатся планировать работу, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Конструктивной деятельности в программе «Развитие», Л.А.Венгера отводится важное место. Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования.
Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.
В младшем и среднем возрасте дети учатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывать форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они строят, их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному.
Дети старшего дошкольного возраста учатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее – в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок, Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
Цель презентации: Развитие у детей умения пользоваться графическими изображениями (схемами отдельных строительных деталей и целостных конструкций) для ориентировки в условиях решения различных конструктивных задач.
Задачи презентации соответствуют задачам диагностического занятия «Юные архитекторы».
Презентация используется для диагностирования детей старшего дошкольного возраста. Используется подгрупповая или индивидуальная форма диагностирования детей.
Методические рекомендации:
Слайды 2-5: профессия архитектор, её особенности и продукты деятельности.
Слайды 6-12: задание № 1. Игра «Угадай деталь конструктора».
Слайды 13-15: задание № 2. Игра «Угадай вид постройки».
Слайды 16-19: задание № 3. Игра «Придумай постройку сам». План обдумывания замысла.
Слайды 20-21: «Что я построил?». Детский анализ выполненной работы.
Эффективность и практическая значимость:
Используемые в презентации схемы, планы, модели позволяют формировать у детей способность к наглядному моделированию. В основе развития способности лежат действия наглядного моделирования: действия замещения, действия использование самих моделей, действия построения моделей. Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане. Позднее даже сложные задачи решаются детьми во внутреннем плане – в уме. А перевод этих действий во внутренний план и есть способность к наглядному моделированию. Способность действовать в уме нужна ребёнку, взрослому на протяжении всей его жизни.
Таким образом, процесс развития умственных способностей дошкольника и способностей к моделированию в конструктивной деятельности, имеет определённую логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием ребёнка видеть определённый этап его развития. Воспитатель проводит занятия не формально, а осознанно, творчески, внося в образовательную работу новые, придуманные им самим элементы. В данном случае использование ИКТ в работе с детьми.
Автор: Черепанова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребёнка-Детский сад №21» город Лысьва Пермского края. Стаж работы - 19 лет. Победитель муниципального конкурса «Учитель года» в номинации «Педагог дошкольного образования».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Презентация познавательна, способствующая достижению цели занятия, интересные задания, лаконичная форма, но не все картинки хорошего качества, а это немаловажно в работе с дошколятами. При некоторой доработке вполне возможно использование презентации в воспитательном процессе ДОУ. Автору спасибо за труд!
Интересная форма проведения мероприятия, презентация повысит ребячий интерес к происходящему....Не совсем поняла смысл слайдов 17,18,19,20... нет предела совершенству, удачи!
Здравствуйте! Хотелось бы скачать презентацию и посмотреть ее в первоначально задуманном виде. Не могли бы Вы изменить настройки на Calameo?