Почему падает интерес к классическим шедеврам среди современной молодежи?
Потому, что многие из них считают, что классическая музыка – это неинтересно, неактуально. Поэтому наша задача показать детям, что музыка – это не скучно, музыка – это удивительный и неповторимый мир.
Нужно донести до малыша, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Но прогресс не стоит на месте. И мы не можем не отметить огромное влияние медиатехнологий на человека. Сегодня педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Использование презентаций дает мне неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного занятия в конкретной группе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе занятия.
Цель презентации: Использование данной презентации на музыкальном занятии помогает сделать процесс ознакомления детей с симфонической сказкой С.С. Покофьева «Петя и волк» увлекательным, зрелищныи и современным. Презентация открывает доступ к большому блоку разножанровой информации (музыке, живописи, литературе, видеоматериалам), наиболее полно раскрывающей данную тему и заменяя огромное количество разрозненных картинок, плакатов, аудио и видеозаписей.
Воспринимаемая ребенком в форме игры, презентация активизирует познавательную деятельность ребенка, воспитывает у него интерес к классической музыке.
На примере сказки «Петя и волк» презентация в увлекательной форме познакомит детей с инструментами симфонического оркестра, их возможностями и звучанием.
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
Задачи:
Методы:
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа обучающихся с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», мультимедийная презентация по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную.
Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя и активизируя умственную деятельность дошкольников
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Дети: Наверное, ее играет симфонический оркестр.
Педагог: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»
Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию».
Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»
Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.
Педагог: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее. Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Педагог: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы детей).
Педагог: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
(Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
Педагог: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Покажите эти инструменты на плакате «Симфонический оркестр».
Педагог: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Дети: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Педагог: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Скажите мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки? (Ответы детей). Правильно. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.
Звучит музыкальная тема птички. (Слушание).
Педагог: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Дети: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Педагог: Какое настроение у Птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Педагог: К какой группе инструментов относится флейта?
Дети: Флейта – духовой инструмент.
Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.
Педагог: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Педагог: Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Педагог: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Дети: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент.
Педагог: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия? (Слушание, анализ).
Дети: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
Педагог: Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Звучит тема волка.
Педагог: Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают).
Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?
Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.
Педагог: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка?
Дети: Валторны.
Педагог: Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка.
Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.
- Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.
Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».
Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.
Педагог: Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация
Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Дети: Да.
Педагог: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Дети: Нет!
Педагог: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.
Дети исполняют песню «Дружат музыка и дети». (Ю.Чичков, М.Пляцковский)
Занятие окончено.
Автор: Оксана Викторовна Фомина, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ детского сада №1 «Ручеёк» города Похвистнево Самарской области, стаж работы – 17 лет. О себе: Нахожу вдохновение и удовлетворение от своего труда. Считаю звание «педагог» не профессией, а призванием. Благодарна судьбе за возможность влиять на будущее посредством развития умственных, духовных и нравственных качеств своих воспитанников.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная презентация. Граммотно подобранный видеоряд. Логически завершенная. Знакомит детей
Извените, убежало сообщение. Хочу закончить мысль. Презентация знакомит детей и с музыкальными инструментами симфонического оркестра и со сказкой в целом. Я думаю, что данная презентация, действительно, способна пробудить у детей интерес к классической музыке.
очень приятно что в нашем городе есть такие специалисты! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Уважаемая Оксана Викторовна, добрый вечер! Очень приятно видеть участника конкурса - земляка. Я тоже из Самарской области, живу в городе Сызрани. Презентация Ваша мне очень понравилась. Она очень познавательна, практически значима, эстетически оформлена, но в презентациях, где есть напечатанный текст на слайдах, он должен быть обязательно педагогом прочитан, т.е озвучен (голосом педагога в презентации). Ставлю Вам 5. Удачи на конкурсе!!!
С уважением Ирина Николаевна
Уважаемая Ирина Николаевна, благодарю за Ваш комментарий. Наукой создания презентаций я только овладеваю, поэтому совет профессионала для меня очень важен.
Достойная работа! Ведь как известно в детстве человек вообще готов впитывать в себя все словно губка. Поэтому очеь важно своевременно приобщить ребенка к классической музыке, которая развивает внутренний мир ребенка, и делает его богаче и насыщеннее.А в данной работе происходит приобщение детей и к музыке и к литературе. И тут очень здорово, что есть возможность открыть для ребенка сразу несколько граней выразительного искусства. Ведь ни кино, ни интернет, ни телевидение такой возможности дать не могут.
Очень интересная работа! Понимать музыку не каждый может. и важно научить этому в детские годы. Дети представляют во время звучания инструмента какого-то персонажа.Именно в игре у детей воспитывается интерес к классической музыке. Молодец!
Добрый вечер. Просмотрев вашу презентацию, не смогла удержаться от комментария. Работа достойная. Презентация граммотно расрывает данную тему. Иллюстрации очень красочные, выдержаны в одном стиле. Я уверена, что презентация станет хорошим подспорьем в моей работе.
Хочу отметить актуальность знакомства дошкольников с классикой музыкы. Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания.
Прекрасная презентация. Логически завершенная и методически значимая. Соответствующая поставленным целям. Также возможно использовать презентацию, как самостоятельное методическое пособие в ознакомлении дошкольников с симфонической сказкой "Петя и волк"
Тема значима и актуальна, радует наличие музыкальных фрагментов... но, к сожалению, презентация создана без учёта возрастных особенностей дошколят и с нарушением санитарно-гигиенических норм и требований при использовании средств мультимедиа в учебно-воспитательном процессе. Допустимая длительность демонстрации слайдов мультимедийных презентаций на занятии с детьми средней группы не более 5-7 минут, каждый слайд ребята должны "наблюдать" почти минуту, исходя из 18 информационных слайдов презентации можно сделать вывод, что дети всё занятие без отрыва смотрели на экран... идея занятия отличная, а качество мультимедиа сомнительно (картинки не всегда хорошего качества, "напряжённый" фон, это отвлекает от восприятия и вредит здоровью). При некоторой доработке вполне возможно использование презентации в рамках музыкального занятия с дошкольниками. Удачи автору!
Извините за ошибку...не "средней", "старшей, подготовительной групп"...
Уважаемая Светлана Александровна, благодарю за профессиональный комментарий. Учту ваши замечания, которые нахожу очень полезными. Хотелось только добавить,что что презентация готовилась как некая итоговая викторина к музыкально - образовательному проекту, поэтому длительности прокрутки каждого слайда в течении 10 секунд было достаточно, и презентация не утомила детей. В последующих своих работах будут действовать с учетом ваших замечаний.
Уважаемая Оксана Викторовна! Высоко ценим ваш педагогический труд!!!!Прекрасная работа!!! Нам очень понравилось!!! Так держать!!!
Хорошая работа. Педагогически продумана и значима. А наличае музыкальных вставок выгодно отличает вашу презентацию от работ других конкурсантов. Желаю победы в конкурсе!
Оксана Викторовна! Хорошая, эстетически выверенная, методически грамотная работа. К сожалению, PowerPoint не умеет прикреплять mp3 файлы, в целях расширения границ педагогической значимости работы лучше было бы музыку "включить" в презентацию, предварительно воспользовавшись музыкальным конвертером, придав нужный формат музыкальным файлам (mid, aif, au, wav...). "Стрелочкам", указывающим на музыкальные инструменты, стоило бы придать "подвижности", т.е. продумать анимацию. В целом работа интересная, но нет предела совершенству, удачи автору!
Уважаемая Анна Николаевна! Огромное спасибо за профессиональный комментарий. Обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями в последующих работах.
Оксана Викторовна! Актуально! Знаю какой трудоёмкий процесс знакомства с инструментами симфонического оркестра на занятиях с дошкольниками, у Вас получилось просто и доступно рассказать о сложном. Мне понравилось! Спасибо за труд! С уважением Энглена.
Уважаемая Оксана Викторовна! Презентация носит познавательный характер, оригинальное оформление. Для поддержания интереса использовалось воспроизведение музыкального инструмента. Мне очень понравилось! Желаю ПОБЕДЫ!!!
Уважаемая, Оксана Викторовна! Прекрасное занятие! МОЛОДЕЦ!
Буду за вас болеть!
Оксана Викторовна! Популярная тема для создания презентации Вами выбрана, подробный конспект занятия придаёт работе практической значимости. Цель занятия некорректно сформулирована, на итоговом занятии логичней было бы закреплять знания, а не "знакомить".... в конспекте не отражена коррекция знаний воспитанников, тембр не может быть "низким и спокойным" или "тихим". В презентации не все картинки хорошие...Фагот не узнаваем))) Удачи Вам!
Убежало сообщение. Закончу мысль. Очень трудно донести до ребят понятие субьективно ощущаемого параметра как тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия "жизнь": все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий. В 1938 г. Флетчер заметил, что тембр зависит от обертоновой структуры звука, но также изменяется при изменении громкости и высоты тона, хотя обертоновая структура может при этом сохраняться. В 1951 г. известный специалист Ликлайдер добавил, что тембр является многоразмерным обьектом восприятия - он зависит от общей обертоновой структуры звука, которая также может меняться с изменением громкости и высоты тона. Поэтому я считаю спорным ваше высказывание о том, что тембр не может характеризоваться такими терминами как низкий, высокий, глухой и.т.д. А если учесть, что в своей работе я применяю метод ассоциаций, и звучание фагота у детей ассоциируется с образом дедушки, я думаю, что можно о тембре звучания фагота в данной теме сказать, что он низкий. Ведь именно благодаря тембру этого инструмента С.С.Прокофьев выбрал его для создания образа сварливого старика.
Уважаемая Оксана Викторовна. Мне очень понравилось данное занятие. Удачи вам в вашей работе.
Оксана Викторовна, не понаслышке знаю, что это такое- работать с детьми. Сколько сил и любви необходимо, чтобы дети смотрели на педагога с интересом и бежали на занятия с радостью. Думаю, все это у вас есть. Поздравляю.
Уважаемая Оксана Викторовна. Тема занятия интересна, конспект детально проработан, познавательно. Общее впечатление от презентации - понравилось. Замечания: для кого 2-й слайд? В ходе занятия для детей он совсем ничего не даёт. Не подходит шрифт, хотя презентацию он, несомненно, украшает и с фоном сочетается. Он не соответствует возрасту. Дети саршей группы уже учатся читать, посещают дошкольные занятия, поэтому будут пытаться разобрать надписи на слайдах. Этот шрифт не используется даже в 1-2 классах. Неудачно оформлены рисунки инструментов. Пунктуационные ошибки при оформлении 5-го слайда. Слайд "Информационные источники" не на месте. Его, обычно, детям не демонстрируют, ставят последним. В требованиях к оформлению сказано, что на всех страницах презентации в колонтитуле должен быть указан следующий текст: http://www.deti-66.ru/ и название конкурса. Автору удачи и творческого роста.
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Приятно осознавать, что в детском саду музыкальные руководители придают большое значение не только развитию музыкально-двигательных и певческих способностей детей, но и их общему музыкальному развитию детей, развитию тембрового слуха. Внимательно почитала все предыдущие комментарии к Вашей работе, с чем-то я согласна, с чем-то нет. На мой взгляд самый большой недостаток - это изображения самих инструментов, знаю, что найти их трудно, но возможно. Рекомендую Вам сайт Lenagold.ru, здесь Вы можете найти почти все инструменты на прозрачном фоне в формате png. С уважением...
Благодарю Вас за профессиональный комментарий, а также за подсказку. Для меня это очень ценно!
Оксана Викторовна! Вы - в финале! спасибо за активную жизненную позицию, за участие в конкурсе. Желаю дальнейших успехов, с уважением....
Уважаемая Оксана Викторовна! Разрешите поздравить Вас со званием лауреата в конкурсе "МП"! Желаю удачи!!!
С уважением Ирина Николаевна
Уважаемые коллеги, трудно передать словами, до чего мне дороги ваши поздравления. Я вам также желаю огромных творческих успехов. И еще раз спасибо огромное!
Уважаемая Оксана Викторовна, поздравляю Вас со званием Лауреата Всероссийского конкурса. Удачи и творческих успехов! С уважением.