Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»
Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»
Представляю конспект подгруппового логопедического занятия по формированию правильного произношения с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации.
Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях привлекает внимание детей, повышает эффективность коррекционной работы. Наглядный и занимательный характер игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (внимание, память, восприятие, мышление). Представленный материал может быть полезен учителям-логопедам и родителям детей с нарушениями речи.
Тема: «Звук [р] в цирке»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе автоматизации звука [р] в словах и предложении.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах и в предложении.
2. Закреплять навык правильного речевого дыхания.
3. Закреплять навык образования и употребления множественного числа существительных.
II. Развивающие задачи:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать артикуляционную моторику.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
III. Воспитательные задачи:
1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
2.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Словарная работа: цирк, жонглер, факир, акробат, дрессировщик.
Индивидуальная работа: работа по формированию правильного произношения звука [р]в слогах, словах и предложении.
Оборудование: столы и стулья по количеству детей, мультимедийная установка, индивидуальные зеркала, материалы презентации «В гостях у цирка», 8 мячей розового цвета и 8 мячей красного цвета, фонограмма песни В.Шаинского «Цирк».
I. Орг. момент (Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Цирк»).
- Дети, как вы думаете, куда мы свами сегодня отправимся?
Двери цирка мы сегодня открываем.
Всех гостей на представленье приглашаем.
В цирке музыка сегодня не смолкает,
Всех веселый клоун развлекает.
Демонстрация слайда на компьютере (слайд 2).
II. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».
Изобразите, как клоун Рики нюхает цветочки. Вдох носом, на выдохе воскликнуть «Ах, как пахнет!»(слайд 3).
III. Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях.
Цирк по улице идет,
Все стоят, разинув рот!
Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления!
Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке (слайд 4).
Клоун в цирке всех смешит:
То веселый, то грустит
Массаж губ: указательными пальцами поднять уголки рта вверх, опустить вниз (слайд 5).
Вправо, влево,
Вверх и вниз
Прыгает наш лев
На «Бис!»
Рот открыт. Кончик языка тянется к правому уголку рта, затем к левому, поднять язык к верхним зубам и опустить за нижние зубы (слайд 6).
Мишка едет по канату!
Он получит мед в награду,
Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка (слайд 7).
На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели,
Ритмично поднимать язык за верхние зубы и опускать кончик языка за нижние зубы (слайд 8).
А спортсменка-акробатка,
Ловко скачет на лошадке
Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка (слайд 9).
IV. Изолированное произношение звуков [р], [р]. Характеристика звуков [р], [р].
Наступили серьезные игры –
На арену выходят тигры.
Тигры наши не молчат,
А с тигрятами рычат (слайд 10).
– Как рычит тигр – р-р-р.
– Как рычит маленький тигренок – рь-рь-рь.
– Расскажите про звук [р]. (Согласный, звонкий, твердый).
– Чем отличается от звука [р]. (Звук [р] твердый, а [р] мягкий).
V. Упражнение на развитие высоты и силы голоса «Тихо – громко».
– Тигр рычит тихо, а потом громко: р – р – р – р (слайд 11).
V. Развитие фонематического слуха.
– Хлопните в ладоши, если услышите звук [р] в словах: ракета, цирк, качели, мишка, тигр, акробат, клоун, зебра.
– Если ответ правильный, то портрет звука [р] появится на слайде (слайд 12).
VI. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра «Договори словечко».
В цирк пришли зрители. Угадайте, как их зовут? (слайд 13).
Хоровая игра со зрителями «Эхо».
VII. Физ.минутка.
Дети выполняют комплекс логоритмической гимнастики «Клоун» (слайд 14).
VIII. Произношение звуков словах. Дидактическая игра «Кто лишний?».
В цирке мы не заскучаем, на вопросы отвечаем:
– Подумайте, кто из них лишний? (по наличию звука р) (слайд 15).
IX. Согласование числительных с прилагательными и существительными.
Клоун Рики пытался научиться жонглировать, но у него упали все шарики (слайд 16).
– Дети, что же делать?
– Как нам помочь клоуну? (Дети предлагают собрать шарики)
– Давайте сосчитаем шары: один красный шар, два красных шара, 3.., 4…, 5…, 6…, 7…8.
X. Д/и «Один-много».
– Сейчас факир превратит одного тигра сразу в двух. Превратите животных, чтобы их стало много (слайды 17, 18).
XI. Игра «Волшебник». Преобразование слов.
– Волшебник в цирке превратил хобот в робот. Мы с вами тоже станем волшебниками. Замените первый звук в слове на звук [р] (слайд 19).
XII. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра « Закончи предложения».
– Клоун Роки все перепутал. Исправьте его ошибки (слайд 20).
По небу летит карета.
По дороге едет ракета.
На лугу пасется корона.
У царя золотая ворона.
XIII. Итог.
Список литературы:
1. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: ЭКСМО, 2006.-173с.
2. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь : Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. -32с.
3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. : Пособие для логопедов. Спб.: КАРо, 2006.-256с.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.
5. ПожиленкоЕ.А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать. Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: В 2 ч. Ч. 1. – Спб.: «Просвещение», 2004. – 319с.
6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.
7. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
Автор: Шишлянникова Наталья Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБДОУ "Детский сад "Санаторный", г. Абакан, республика Хакасия. Педагогический стаж работы 16 лет, лауреат конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении 2015"
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересное решение для привлечения внимания детей. Каждое упражнение сопровождается слайдом. .Использование веселых анимационных картинок мотивирует и стимулирует детей при выполнении предложенных игровых упражнений. Спасибо! .
Данный конспект занятия представлен в игровой форме. Актуален в как в подготовительной группе так и в старшей группе на занятиях по грамоте. Думаю будет полезен всем педагогам! Спасибо за материал - он уникален!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!