Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
На сегодняшний день проблема создания условий для системного развития возможностей ребенка с нарушением интеллекта, поиск вариативных подходов к его обучению и воспитанию является особенно актуальной в связи с социальным заказом общества на обеспечение равных стартовых условий для обучения в школе. Дети данной категории испытывают особые трудности в овладении учебными знаниями и умениями, так как имеют вследствие органического поражения центральной нервной системы грубые речевые и психомоторные задержки. В практике современного ДОУ не всегда и не везде качественно решается проблема развития мелкой моторики, а если и решается, то для этого используются не все, имеющиеся в распоряжении воспитателя, средства.
Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физической культурой.
В настоящее время возрождаются традиции использования пальчиковых игр и упражнений в целях развития мелкой моторики рук.
Считаю необходимым использование разнообразных традиционных и нетрадиционных (пластмассовые бутылочки, косички, резинки, мешочки с разными наполнителями, газеты) предметов в комплексах ОРУ с этой же целью.
В этом случае предметы имеют многофункциональное значение, т.к. направлены на освоение дошкольниками разнообразных двигательных навыков, сенсорных эталонов. А посредством зрительного восприятия у детей создается образ движения в его динамике, выразительности и пространственном отношении.
Использование предметов придает упражнениям:
Действия с предметами в отличие от упражнений без атрибутов благодаря их наглядности осознаются и принимаются детьми как необходимые им и служат средством повышения мотивации.
Структура комплекса ОРУ имеет свои особенности:
Вначале игровая разминка для пальцев рук (в виде пальчиковой или логоритмической игры), различные виды ходьбы и бега с заданиями, собственно ОРУ с предметами на все группы мышц, и заканчивается гимнастика самомассажем рук. ОРУ проводим ежедневно с учетом достигнутых ранее умений по выполнению упражнений.
Систематическая работа по данному направлению дает положительные результаты: дети успешно усваивают речевые инструкции воспитателя, исчезает напряжение с лица и рук, повышается ручная умелость.
Предлагаю рассмотреть конспект тематического занятия по физической культуре «Прогулка в осенний лес» в старшей группе для детей с умственной отсталостью легкой степени.
Список используемой литературы
1. Бернштейн Н.А., «Физиология движений и активности». //М., 1990г.
2. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей/ О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова.- 2-е изд-е, испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2007.
3. Екжанова Е.П., Стребелева Е.П. «Коррекцтонно-развивающее обучение» Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. //М. «Просвещение» 2005 г.
4. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». // М., 1973.
Автор: Логинова Ирина Александровна, воспитатель I категории группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени МДОУ «Детский сад № 26» комбинированного вида, г. Муром Владимирской области. Пед. стаж – 30 лет. Победитель конкурса на Грант Главы о. Муром в 2010 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ирина Александровна, спасибо огромное за интересный опыт! Преклоняюсь перед Вашей работой! Как значимо, что рядом с детьми, имеющими нарушения в развитии, находятся такие неравнодушные специалисты!!!!
Молодец, Ирина Александровна. Спасибо за Вашу работу. С удовольствием поставлю Вам пятерку. Желаю успехов в педагогической деятельности и в конкурсе. Галина Викторовна.
Ирина Александровна, интересная, достойная работа! Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!!!
Ирина Александровна,Вы не только развиваете моторику рук, Вы делаете гораздо больше! Успехов Вам и всех благ, спасибо за представленный материал!
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Уважаемая Ирина Александровна! Вы представили на конкурс хороший материал. А "положительные результаты" видны по счастливым лицам Ваших воспитанников. Желаю Вам успехов, терпения и всего наилучшего!
Очень инетерсный материал, видно что детям доставляет удовольствие играть с различными предметами. Ставлю 5!!!
Всецело согласна с прописанным вами значением использования предметов на занятиях физкультурой. Это намного результативней работает.