Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Проект практико-ориентированный, физкультурно-оздоровительный, долгосрочный на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Разработанная система позволяет выстроить свою работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию развития произвольного внимания.
Цель исследования состоит в формировании произвольного внимания старших дошкольников средствами подвижных игр.
Объект исследования: подвижные игры как средство развития произвольного внимания старших дошкольников.
Предмет исследования: произвольное внимание старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх будет эффективным если:
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные подходы к изучению внимания дошкольников в зарубежной и отечественной литературе;
2. Выделить особенности развития произвольного внимания старших дошкольников;
3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников;
4. Составить методические рекомендации по формированию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 1 августа 2014 г. по март 2015 года.
На первом этапе эксперимента (август 2014 г.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (сентябрь 2014 г. – февраль 2015 г.) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; проводился формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (март 2015 г.) осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформлялись результаты исследования.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение г. Нижневартовска детский сад №45 «Искорка» в старшей группе, в экспериментальном исследовании участвовало 20 детей.
Наиболее оптимальными для развития внимания являются подвижные игры. Игры, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Экспериментальное исследование показало, что в МДОУ №81 «Белоснежка» показатели произвольного внимания находятся на среднем уровне в целом по группе. Поэтому разработали и апробировали систему подвижных игр по формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального аспекта.
Использование игр народов Севера, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей и чувство коллективизма.
Проведение формирующего эксперимента показало, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем произвольного внимания на 10% детей больше, по сравнению с контрольной группой. Детей со среднем уровнем произвольного внимания в контрольной группе на 10% больше по сравнению с экспериментальной группой. Следовательно, программа по формированию и повышению уровня произвольного внимания в подвижных играх эффективна.
Автор: Атнабаева Гульнур Тулигеновна, инструктор по физической культуре МАДОУ ДС №45 «Искорка» г. Нижневартовска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемый автор! Вами представлен актуальный педагогический проект, в последние годы такого рода работы педагоги готовят в рамках аттестации. Порадовала логичность этапов проекта,подробное описание игр, самобытность и национальный колорит, наличие списка литературы. Проекту не хватает наглядности, стоило бы в описание игр добавить фотографии некоторых элементов (пусть фото были бы постановочными, это облегчило бы работу других педагогов с материалами проекта), интересно было бы познакомиться и с диагностическим инструментарием... Спасибо за опыт и удачных Вам новых проектов.
Уважаемая Гульнур Тулигеновна! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш проект актуальный, теоретически и методически грамотно изложенный. На мой взгляд, в проекте очень много теории (Глава 1), и не хватает практики. Хотелось бы увидеть подробные методические разработки самих игр, фотоматериал. Удачи в конкурсе!