Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным – каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу – в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное – задать им состояние удовольствия.
Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.
Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения – это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.
Компоненты занятия
1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой – стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.
В приложении – презентация отчётного перед родителями занятия после трёх месяцев посещения «Йога-сказки». Так как было важно показать, чему дети научились, то собственно йоги там больше, а сказка присутствует скорее формально, в качестве игровой мотивации.
Автор: Ева Владимировна Никитина, воспитатель НЧ ДОУ ЦРР детский сад «Счастливое детство», 1 квалификационная категория, стаж 10 лет, г. Стерлитамак, республика Башкортостан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Ева Владимировна!Очень приятно вновь встретиться с вами. Приятно было прочесть Вашу статью. К сожалению,о хатха-йоге и кундалини-йоге имею очень смутное представление (да и вообще о тонкостях йоги), но очень порадовала новизна данных занятий.Конечно же,хочется узнать побольше о них,послушать йога-сказки.Удачи Вам во всех Ваших начинаниях!За необычность (для меня) -5!
И я рада видеть именно ваш отзыв первым, Любовь Владимировна. В тем более, положительный отзыв.Я хорошо знакома с профессионализмом ваших комментариев. Вы прямо домовёнок этого сайта.
Разумеется. Из Википедии: домово́й — домашний дух, мифологический покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи ( в нашем случае - активность и популярность сайта). Домовой чаще всего именуется по месту обитания, так что вы, наверное, сайтовичок. Если домовому полюбились домашние (читайте: выставленные работы на сайте "О детстве"), то он даже оказывает услуги (читайте: даёт советы в виде грамотных комментариев); в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. :) (читайте: режет правду-матку о недочётах).
Я Домовёнок, дух ночной Стихиры,
живу лишь там, где есть любви эфиры,
не по нутру мне хныканье и стоны -
В России слёз пролито уже тонны, -
А любы те трудяги-непоседы,
которым не страшны любые беды...
Любите мир, и он ответит эхом,
на каждую улыбку - звонким смехом..
СПАСИБО ЗА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
Всегда пожалуйста. Обращайтесь. Не хотела бы я конкурировать с вами в литературном конкурсе.
Ева Владимировна, я с интересом познакомилась с вашей работой. Очень необычно, и в качестве дополнительного образования конечно можно использовать.Ставлю вам 5.
Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!
Благодарю за развернутый отзыв. Хотя статические позы с трёхлетками не очень-то и статические :) На йоге дети могут делать то, что им обычно не разрешается, ведь взрослые всё время ограничивают активность детей. Наверное, поэтому мои ёжики с удовольствием ходят на "Йога - сказку".
Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!
Уважаемая Ева Владимировна!Знакомясь с Вашей работой , испытывала довольно противоречивые чувства. С одной стороны-замечательная работа, с отчетом. Что-то новое,свежее, да и ребятки на фотографиях довольные. И уж совсем интересный прием - интеграция со сказкой. Однако, насколько известно, занятия йогой может проводить только профессионал в этой области. Иначе можно не только помочь, но и навредить. Вы имеете квалификацию инструктора по йоге? Извините, но такой вопрос я должна была задать. А в целом, спасибо за работу. Удачи в работе и конкурсе!
Моё первое образование - "Учитель русского языка и литературы" (СФ БГУ) , параллельно - "Хореограф школы" (факультет дополнительных професий СФ БГУ), переквалификация - "Воспитатель детского сада". В детстве занималась народно-эстрадными танцами, а за последние лет 6 - бальными танцами, сальсой, хожу в ближайший спортклуб на разные направления - йогу, стретчинг, зумбу...Согласна, что нужны специальные знания для ведения, в принципе, любой образовательной деятельности. Поэтому активно самообразовываюсь :) Хотя, как показывает мой опыт (правда, пока ещё незначительный), узкоспециальные знания по йоге в работе с дошкольниками отходят на второй план, больше пригождается умение их организовать, увлечь, успокоить или, наоборот, активизировать - одним словом, знания детской психологии.
Работа над ошибками: я сделала опечатку в слове профессий. Моё первое образование возмутилось и спровоцировало это сообщение :)
Уважаемая Ева Владимировна! Спасибо за ответ. Удачи вам, здоровья и оставаться такой же инициативной и деятельностной!
Здравствуйте,Ева Владимировна! Очень интересно, современно, креативно. У меня вопрос: Ваши занятия с детками " Йога - сказкой" входят в учебный план дошкольного учреждения? Вам 5, удачи!
Дополнительные образовательные услуги, реализуемые в детском саду, входят в базисный план, то есть в его вариативную часть.
Спасибо, Ева Владимировна, что ответили. У меня еще вопрос. Сколько раз в неделю проходят занятия йогой, и где можно познакомиться с Вашими разработками: комплексами игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Может можно найти Ваши публикации?Спасибо.
Занятия проходят два раза в неделю. Детей в одной группе не больше семи. Тематический план можете запросить у нашего старшего воспитателя :), лежит в толстой папочке... А если серьёзно, то это первая публикация, потому как занятия йога-сказкой начались только с этого учебного года. Йога-сказки сочиняю сама на основе народных и литературных сказок, иногда помогают мультфильмы (например, "Машины сказки"). Хатха-йога - это ассоциативные асаны, так что здесь уж полёт фантазии. То есть правила выполнения асан остаются правилами (с учётом возможностей детей), а их названия я меняю в соответствии с разыгрываемым сюжетом. У асан есть разные вариации, а у вариаций - разные ассоциативные названия. Мои конспекты - только остов, на который многое наращивается в ходе разыгрывания сказки.Если вы поищите в интернете информацию по ЙОГА-СКАЗКе, то найдёте комплекс "Сказка об Иване - царевиче". Он не мой, но это пример того, чем занимаюсь и я. http://yoga-mama.ru/yoga/yoga_dlya_detej/igraem-s-detmi-v-jogu-skazka/
Ева Владимировна, +5 в поддержку данной инициативы, ориентированной на запросы родителей. Но если отключить эмоции и лишние мысли, задуматься и порассуждать о духовном, глубинном – не стоит активизировать среди детей оную практику. Кратко обосную свое мнение: йога – это не безобидная гимнастика, а составная часть философии индуизма - рассчитана на зрелого человека, имеющего свой выбор. Я не пытаюсь изменить ваши убеждения, но надеюсь, что понимание придет позже. Пусть наши дети растут, а взрослые помогают им находить способы уходить от реальности или преодолевать ее, пути самопостижения и, конечно, оздоровления. Схема классической триады: цель – средства – результат. В процессе: верьте, что можете достигнуть – достигните. Хорошо у вас сказано: «Копали, копаем и будем копать" – актуально. Рада была познакомиться с вашим литературным творчеством.
Наталья Павловна, а вы занимались и йогой, и "безобидной гимнастикой" (которая, к слову, не такая уж и безобидная, а йога, как раз-то, очень щадящий вид физической активности)? Из Википедии: "Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги". Вот мы как раз-то и есть "за пределами Индии". Для детей 3-6 лет вполне пока достаточно физической практики, а насчёт духовной и философской составляющей йоги - это уже приложится в более старшем возрасте. Ну или не приложится. Тоже не беда. Дело личное. Лишь бы здоровее были. Вот я хожу в "Sport-clab" на разные направления - и уже не удивляюсь, когда на йоге, стретчинге или боди-балете мы выполняем практически одни и те же по своей сути упражнения (асаны, па). Есть отличия, но не такие уж и разительные. Мы с детьми РАЗЫГРЫВАЕМ йога - СКАЗКУ. Это немного театрализованная деятельность, пластический театр, что ли. Музыка Баха - это тоже не какая-то там попса, и это гораздо более спорный выбор для приобщения детей к человеческой культуре. Бах не писал для маленьких детей, его музыка по большей части трагична, вот уж она точно рассчитана на взрослого человека. Но дело-то не в том, что на кого рассчитано. Вопрос в том, можем ли мы донести до детей что-то ценное из того, что умеем и любим сами. Мы смогли это сделать с музыкой Баха, а я,надеюсь, с йогой. Этим-то и замечательна педагогическая инициатива.
Когда сообщение дописала, почему-то выпала из своего профиля. На всякий случай укажу, Наталья Павловна, что ответ от 31.01.2015 в 19.42 - мой.
Ева Владимировна, спасибо за ответ. Принимаю:) Ибо мы сами не ведаем, что творим и каждый счастлив в своем неведении. Музыка И. С. Баха учит слушать и понимать друг друга в многоголосье, а йога – самого себя. Семена закладываются вместе со словом «йога», поэтому, заниматься – не ставила целью. Желаю опыта и удачи.
Уважаемая Ева Владимировна! Вы увлечены и Вам нравится это конечно является стимулом для Вашей "инновации".
Но Ваша статья не отражает самого главного:
Методического обоснования Программы "...". Если это вариативная часть программы (то есть формируемая участниками педагогического процесса) она не может быть реализована в ДОО, только получив запрос родителей и согласие методиста. Эта программа работы с детьми прошла апробацию? Это эксперимент? Ваш сад является экспериментальной площадкой по данному направлению? Надеюсь хоть кто то Вам это кроме методиста "разрешил" официально иначе это нарушение закона!
По моему мнению, у нас есть свои традиции, творчески переосмыслив которые, можно найти множество новых форм работы с детьми.
Уважаемая Марьяна Богдановна, вот цитата об условиях конкурса педагогических инноваций:"Как и в предыдущем конкурсе, ждем на конкурс ваши методические разработки уроков, занятий, внеклассных мероприятий, авторские проекты, программы, сценарии, контрольно-измерительные материалы, тесты и др." То есть конкурсной работой не обязательно должна быть именно программа с "самым главным" - её методическим обоснованием. Что касается законности включения таких занятий в образовательную деятельность детсада, могу сослаться на ФГТ и существующие рекомендации по их реализации. Ну, например, вот на этом сайте (одном из многих в инете) http://el-mikheeva.ru/innovacii/o-probleme-razrabotki-variativnoy-chas ti-obrazovatelnoy-programmyi-dou Цитирую оттуда: " В первую очередь, следует обратить внимание на то, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, так как отражает:1...2...3...
4. Особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.
5. Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ". Марьяна Богдановна, если вы ратуете за учёт национально-культурной специфики, то мы помним, что живём в многоконфессиональном государстве (а уж в Башкортостане это очень ярко выражено), и не затрагиваем философскую основу учения о йоге. Вообще-то моя инновация заключается не в использовании потенциала хатха-йоги - это, надо сказать, не так уж и редко используемая дошкольными работниками практика (особенно инструкторами по ФИЗО), а именно в синтезе познавательного и воспитательного начала в сказках и физического - в йоге,и, как следствие, разностороннего развития ребёнка. Вот, например, как воплощена идентичная идея в неизвестном мне детском саду http://50ds.ru/sport/5495-netraditsionnye-formy-raboty-po-fizicheskoy- kulture-v-uchrezhdenii-kompensiruyushchego-vida.html Я работаю в частном детсадике, и мы очень чутко реагируем на запросы родителей. В связи с вашим комментарием, мне вспомнилось, как в пору обучения в пединституте, я столкнулась с проблемой написания курсовой работы по теме "Религиозное воспитание как способ духовного развития детей". Это было проблемой потому, что никакой литературы по данному вопросу найти было невозможно, а интернет был недоступен простому студенту. Пришлось идти в воскресную школу. Там мне помогли одной книгой и нескольким газетами (этого хватило на получение пятёрки), а также я поприсутствовала на занятии с детьми. Интересный опыт. Правда, программы у них не было:) Мне любопытно, прошла ли апробацию ваша программа обучения в воскресной школе, но, если честно, я не считаю, что это "самое главное" в нашей с вами работе.
Почему-то, если пишешь длинный ответ, выбрасывает из профиля пользователя. Поэтому, Марьяна Богдановна, укажу, что предыдущее сообщение написано мною.
Ева Владимировна, давайте по нормативным документам:
1. Воскресные школы подразделяются на три типа: а) воскресная учебно-воспитательная группа; б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви); в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Об этом почитайте в Положении о деятельности Воскресных школ Русской Православной Церкви на территории российской Федерации утвержденное священным Синодом от 25 декабря 2012 г. Программа прошла апробацию в 2011 году и уточню я педагог дополнительного образования.
2. Ссылаться на ФГТ к сожалению уже нельзя, только на ФГОС ДО.
Необходимо проверить все Ваши упражнения по списку запрещенных движений в детском саду - его разработала кафедра Физического развития РГПУ им. А.И. Герцена.
Чаще всего, частные детские сады ориентируются на один из показателей качества - степень удовлетворенности родителей! С моей точки зрения - это не всегда оправданно.
Порой даже профессионалы не отдают отчета зачем они это делали? Есть неоднократно апробированные, доказавшие свою эффективность программы, технологии, которые обеспечивают развитие детей! Дать детям нужно то, что соответствует их возрасту, их индивидуальным особенностям, их субкультуре. И это явно не йога!
Марьяна Богдановна, я не оспариваю правовой статус вашей программы. Я-то курсовую писала в 1998 году. Насколько я знаю, на педагога именно дополнительного образования специально не учатся, разве что переквалифицируются, получив основное педагогическое образование. Так что я тоже, в общем-то, ещё и педагог дополнительного образования, так как закончила факультет дополнительных профессий по специализации "Хореограф школы" в местном БГУ. "Списка запрещённых движений" по рекомендации РГПУ я не нашла, буду благодарна за ссылочку. А вот ссылку на сайт базы Института постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена прилагаю http://detifitness.ru/ Уточню, что к 20 направлениям детского фитнеса относится и йога. А также прилагаю ссылку на диссертационную работу красноярского кандидата наук Рябинина С. П. "Особенности методики использования гимнастики хатха-йога в физическом воспитании дошкольников" http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/osobennosti-metodiki-ispolzovanija -gimnastiki-hatha-joga-v-fizicheskom-vospitanii.html И вообще, йога в детском саду - это уже настолько распространённое явление даже не в рамках допообразования, что как-то странно дискутировать на эту тему.
Креативная, самобытная, с особым настроением работа, колоритные фото, подробные комментарии, читая которые, пришла к выводу о заинтересованности темой здоровья дошколят автора сказки, и это главное! Уверена, польза есть, удачи Вам!
Очень интересная конкурсная работа, инновационно, это привлекает. Хотя очень спорно, что и доказывают бурные обсуждения коллег. Много подводных камней, у нас бы не разрешили проводить занятия йогой... Удачи Вам, Ева Владимировна!
Ева Владимировна, поздравляем Вас со званием лауреата! Ваша работа, действительно заслуживает похвалы. Желаем победы.
Уважаемая Ева Владимировна! Спасибо за активное участие, подробные ответы и комментарии. Удачи Вам в работе и дальнейших успехов!
Уважаемая Ева Владимировна!!Примите и мои поздравления с выходом в финал конкурса! Желаю Вам здоровья, развиваться и совершенствоваться дальше! Удивляйте нас и радуйте!
Отдаю должное педагогическому сообществу сайта "О детстве" за активный интерес к своей профессии и отдельно благодарю как экспертов жюри за благосклонность к моей конкурсной работе, так и всех, кто не пожелал оставить свой комментарий.
Уважаемые читатели моей работы! В связи с возникшей дискуссией о приемлемости практикования йоги в детском саду хочу сообщить, что издательством "Детство-пресс" в 2015 году издана книга "Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста". Троекратное "Ура!"
Ева Владимировна,поздравляю с победой!
Живет в Вашем доме тихонечко где-то,
От бед защищает и дарит покой,
Не тьмы порождение, посланник он света,
Хороший и светлый, родной домовой!
Пусть Ваши дома от невзгод ограждает,
Незримо пускай свое дело вершит.
И только добро в Вашу семьи пускает!
Пусть счастье и лад в Вашем мире хранит!
Огромное спасибо членам экспертного жюри за высокую оценку моей работы! Она мне помогла поверить, что я двигаюсь в правильном направлении в своих исканиях.
Ева Владимировна, поздравляем с победой, здоровья Вам и Вашим воспитанникам!
Здравствуйте! Как можно прочитать конспект вашего данного занятия?
В презентации весь конспект прописан, но вы, видимо, спрашиваете в формате Word. В Word я прописывала лично для себя только план - ему соответствуют заголовки слайдов презентации.
Ева Владимировна, спасибо за вашу публикацию и стойкое отстаивание своей точки зрения... В 2015 году я уже знакомилась здесь, на портале с этой работой. А вот сейчас её пересмотрела ещё раз.
В нашем детском саду тоже начали обращаться к йоге (физрук ведёт кружок и именно по этой книге "Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста") детям очень нравится.
Удачи вам и профессиональных побед!
Спасибо. Я вам благодарна за столь стойкий интерес к моей публикации и такое долговременное её хранение в своей памяти.. Приятно, что йога широко шагает по детсадам:) Я по сей день веду йогу для 4-5 летних. Отмечу только, что упоминаемая парциальная программа требует немалых творческих вложений инструктора, чтобы выстроить занятия системно и при этом интересно детям.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!