Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования, ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани посещают дети с нарушением речи, слуха и зрения. Обучение и воспитание в группах для детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-воспитательной работы по исправлению зрительной патологии.
Мою группу «Улыбка» посещают дети 3 лет с различными нарушениями зрения. Основные зрительные диагнозы воспитанников – это миопия, гиперметропия, косоглазие, частичная атрофия зрительного нерва.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Дети находятся под постоянным наблюдением врача-офтальмолога, который контролирует функциональное состояние зрения ребенка, развитие и восстановление зрительных функций, дает конкретные рекомендации мед.cестре-ортоптистке. Мед.cестра-ортоптистка осуществляет лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия с детьми.
Для проведения лечебно-восстановительной работы есть физиотерапевтический кабинет, в котором проводятся такие процедуры, как засветы, занятия на синоптофоре, макулостимуляторе, мускулотренере, цветоимпульсная терапия, массаж для глаз по Дай-ген. Для лечения и профилактики простудных заболеваний используются аппараты УВЧ, КУФ, электрофорез, дарсенваль, ингалятор. Два раза в год всем детям проводится общий массаж, и по назначению офтальмолога в комплексе с физиолечением делают массаж головы и воротниковой зоны, используют контактные линзы.
Воспитательно-образовательный процесс организуется с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. С детьми с нарушением зрения работают учитель-дефектолог, воспитатели, логопед, психолог, медицинские работники.
Педагоги стремятся создать в группах для детей с нарушением зрения атмосферу психологического комфорта, оберегают нервную систему детей от стрессов и перегрузок. В группах создана благоприятная предметно-развивающая среда, где предусмотрены зоны для игр, творчества, самостоятельной деятельности детей; обеспечены условия для гармоничного развития и становления личности ребенка.
Одной из актуальных задач в работе является необходимость воспитывать с раннего дошкольного возраста у детей, имеющих зрительную патологию понимание роли зрения в их жизни. Воспитанники в силу своего возраста не понимают, зачем нужны глазки, не осознают роль зрения в их жизни, не владеют гигиеническими навыками ухода за своими глазами, часто не хотят носить очки.
В ходе анкетирования, индивидуальных бесед с родителями я пришла к выводу, что зачастую и сами родители имеют смутное представление о состоянии зрения своего ребёнка, не понимают, чем они могут помочь малышу. Да, они знают зрительный диагноз своего ребенка, но как людям с нормальным зрением, им трудно представить какие трудности в восприятии окружающего мира испытывает их ребенок.
Поэтому передо мной встала задача не только сформировать у детей представления о роли зрения в их жизни, познакомить с основными правилами его охраны, но и формирования у родителей воспитанников потребности систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей. Для решения этих задач я наметила два взаимосвязанных и взаимодополняющих направления работы:
Работа посвящена проблеме сохранения и укрепления зрения у младших дошкольников со зрительной патологией. В методической разработке представлен опыт работы по формированию у младших дошкольников с нарушением зрения представлений о роли зрения в их жизни, по знакомству с основными правилами его охраны. Даны практические рекомендации по формированию у родителей потребности систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей.
Разработка может быть полезна как педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения, как и педагогам общеобразовательных учреждений.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2-3 месяца).
Участники проекта: дети 2 младшей группы для детей с нарушением зрения, учитель-дефектолог, воспитатель, родители воспитанников.
Образовательная область: здоровье, безопасность, физическое развитие.
Актуальность проблемы
Глаза... Многие ли из детей моей группы и их родителей действительно сознают ту роль, какую глаза играют в нашей повседневной жизни? Многие ли из родителей знают, что и как надо делать для того, чтобы глаза их ребенка были здоровыми? На этот вопрос можно с уверенностью ответить отрицательно. Детям моей группы 3-4 года. Они еще не понимают роль зрения в их жизни. Взрослые вполне сознают, что зрение имеет особо важно значение в жизни человека, поскольку порядка трех четвертей информации, что поступает в наш мозг, проходит именно через глаза. Однако даже они зачастую не знают, что и как следует делать для сохранения зрения своего ребенка.
Отсюда вытекает важная проблема: как познакомить детей с ролью зрения в их жизни и основными правилами его охраны, как сформировать у родителей воспитанников потребности систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей.
Цель: формирование у младших дошкольников элементарных представлений о назначении и роли глаз в жизни человека, ознакомление детей с основными правилами охраны зрения.
Задачи:
1. Дать детям доступные для понимания знания о функции глаз.
2. Формировать навыки ухода за глазами и очками.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для глаз.
4. Формирования приемов проведения зрительной гимнастики.
5. Расширения представлений родителей воспитанников о зрительных возможностях своего ребенка и обучение их основным методам и приемам его сохранения.
Предполагаемый результат.
Основная часть
Ознакомление воспитанников группы с ролью зрения началось с того, что дала детям представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз. Делалось это на примере конкретных, понятных детям ситуаций из жизни. Объясняла им, что глазами они видят своих родителей, бабушек и дедушек, других взрослых людей и детей; видят все, что находится в группе и на участке детского сада. Проводилось много игровых упражнений, в ходе которых дети знакомились с назначением глаз, с их ролью в познании окружающего мира.
Детям понравились такие игры и упражнения: «Посмотри и расскажи», «Найди глазками игрушку, которую я назову», «Посмотри вокруг себя. Расскажи, что видишь», «Посмотрите друг на друга. Расскажи, как одет твой друг». Объясняла детям, что способность видеть окружающие предметы и все, что происходит вокруг, называется зрением. На непосредственной-образовательной деятельности тифлопедагога у детей формировались представления о глазах, как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении.
С помощью художественного слова, дидактических игр детям были даны доступные их пониманию первоначальные представления о том, как устроен глаз, как видит глаз, для чего нужны глаза.
Полученные детьми знания закреплялись и совершенствовались в их повседневной жизни детском саду: в играх, на прогулке и в другие режимные моменты. Показывала детям, что зрение необходимо не только для узнавания игрушек, людей, но и для того, чтобы правильно выбрать направление своего движения, сохранять его. Для этого проводила такие игры и упражнения: «Иди от одной игрушки до другой», « Пройди от кораблика до веранды», «Выбери самый длинный путь до домика».
Много времени уделялось формированию у детей умения использовать зрение для контроля над своими действиями с игрушками, предметами, во время выполнения действия по самообслуживанию. С этой целью проводились такие игровые упражнения как: «Собери матрешку с открытыми глазами, с закрытыми глаза», «Брось мяч с открытыми глазами, закрытыми глазами», «Следи за своими действиями глазами», «Расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза». Выполняя эти задания, дети наглядно видели, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий.
Часто говорила детям: «Если хочешь, чтобы у тебя получилось красиво, следи внимательно за тем, что делают твои руки». Так дети начинали осознавать необходимость контролировать свои действия. Подводила детей к самостоятельным выводам, например: «Я внимательно посмотрел на картинку и правильно выложил кораблик. Глазки помогли мне».
Много внимания в своей работе уделяла формированию у детей понимания роли зрения в общении между людьми. Объясняла детям, что с помощью зрения можно догадаться (если посмотреть внимательно надругого человека), какое у него настроение,понять отношение взрослых, сверстников к тебе, к тому, как ты себя ведешь. Об этом свидетельствует ласковый или сердитый, удивленный взгляд, нахмуренное или улыбающееся лицо. Обращала внимание детей, что когда разговариваешь с кем-то, нужно смотреть в глаза собеседника.
В ходе игровых упражнений « Узнай мое настроение», «Покажи веселое (сердитое) лицо», «Догадайся, как взрослый относится к тому, что ты делаешь», «Догадайся, рассердилась я или нет», «Какое настроение у гномика», «Подбери выражение лица к ситуации» и т.д. у детей формировались первоначальные навыки общения.
В результате такой целенаправленной работы дети постепенно начинают осознавать, что глаза - очень важный орган, который помогает очень многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают; глаза помогают быстрее и точнее выполнить различные действия с игрушками и предметами.
Вся деятельность с детьми обсуждалась с родителями воспитанников. Знакомила их с теми играми и упражнениями, которые можно провести с ребенком дома, давала рекомендации, как развивать умение детей различать признаки и свойства предметов, воспринимаемых зрением.
Родители вместе с детьми выполнили творческие работы «Такие разные глазки». Была оформлена выставка этих работ. Обратила внимание, что не только дети, но родители с интересом рассматривали рисунки друг друга, делились впечатлениями. Таким образом, подвела детей к пониманию того, что хотя у всех нас глаза разного цвета, но они выполняют одну функцию.
Для того чтобы родители лучше понимали, какие трудности в восприятии окружающего мира испытывает ребенок со зрительной патологией оформила плакат «Мы видим мир по-разному», разработала памятку «Как видят наши дети».
Учителем-дефектологом была подготовлена презентация «Практические рекомендации родителям детей с нарушением зрения». Все это позволило родителям увидеть мир глазами ребенка со зрительной патологией.
Формирование у детей с нарушением зрения представлений о своих собственных зрительных возможностях является важнейшей задачей коррекционной работы. Считаю, что уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки, окклюдор, заниматься на офтальмологических аппаратах. Это необходимо для воспитания у детей осознанного отношения к лечению зрительных заболеваний.
Важно сформировать у детей понимание того, что из-за нарушенного зрения они не могут получать полноценную информацию об окружающем мире. Чтобы помочь детям осознать это, предлагала им рассмотреть игрушку (близко и на расстоянии), посмотреть в окно и т.п. - сначала в очках, а затем и без очков. Просила рассказать, что они увидели, задавала уточняющие, наводящие вопросы.
Обращала внимание детей на то, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше предметов, чем без очков. Обращала внимание детей, на то, что в очках они видят предмет, расположенный на некотором расстоянии от них, четко, в ярких тонах, со всеми деталями; без очков удаленный предмет либо вовсе не воспринимается, либо воспринимается ими нечетко, контур его размыт, многие детали выпадают, трудно определить пространственное расположение частей.
Детям очень понравилась игра-инсценировка «Врач очки назначил Алле». Через веселую игровую ситуацию помогла детям понять, что если у них плохое зрение нужно без стеснения носить очки.
После проведения дидактических упражнений «Посмотри в очках на игрушку и без очков», «Расскажи, что ты увидел в очках и без очков», «Далеко - близко» дети смогли сделать вывод: «В очках видно лучше. В очках можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя».
Таким образом, подвела детей к пониманию назначения очков и необходимости их носить. В младшем дошкольном возрасте дети ещё не умеют следить за очками, содержать их в чистоте, поэтому с помощью сюрпризных моментов, игровых упражнений, учу детей, как надо очки правильно снять, надеть, поправить, чтобы не испачкать стёкла очков. Например, «Поможем Петрушке надеть очки», «Покажи как правильно» и т.д.
Для улучшения остроты зрения детей используется такой вид лечения как окклюзия. Ребенку по назначению врача-офтальмолога на глаз одевается оклюдор. Как правило, дети негативно воспринимают эту процедуру. В своей группе обыгрываю это лечение. На глаз ребенка одевается не оклюдор, а «солнышко», «повязка пирата». С детьми постоянно провожу беседы, о том, что в результате правильного ношения очков и оклюдоров, занятий на аппаратах их зрение восстанавливается. Дети начинают положительно относиться к процессу лечения, охотно участвуют в нем. Безусловно, это позволяет быстрее добиться улучшения состояния зрительных функций, восстановления нарушенного зрения.
В своей работе много внимания уделяю воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, прежде всего навыка соблюдения гигиены глаз. В игре-инсценировке «Как Петрушке помогали глазки мыть» показывала, как надо правильно промывать глазки, вытирать их чистым полотенцем, протирать носовым платком. Организовывала наблюдения за взрослыми, сверстниками во время выполнения этих гигиенических процедур, комментируя их действия. Широко использовала потешки, детские стихи, загадки. Процедура ежедневного правильного ухода за глазами стала привычной для детей.
Важной задачей в работе было формирование представлений о том, что вредно для зрения. Использовала такой метод, как моделирование проблемных ситуаций. Обыгрывала с помощью кукольного театра ту или иную проблемную ситуацию, доступную для их понимания детей, например: мальчик лежит на полу и рисует, девочка читает книжку, лежа на диване, дети очень близко сидят перед телевизором. Вместе с детьми, обсуждала, почему нельзя так делать. Объясняла детям, чтобы себе не портить глазки надо соблюдать правила: нельзя смотреть телевизор очень близко, рисовать и читать лежа, в темноте.
Полученные знания закрепляла с детьми в дидактических играх и упражнениях «Помоги глазкам не заболеть», «Выбери правильную картинку».
В группе постоянно проводится работа по ознакомлению детей с правилами охраны зрения, которые включают в себя следующее:
Обязательным компонентом в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Зрительная гимнастика проводится несколько раз в течение дня. Длительность зрительной гимнастики - 3-5 минут. Гимнастика для глаз роводится как индивидуально, так и с подгруппой детей, в бытовой, игровой деятельности, в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Прежде всего, учила детей следить за предметом, который показывает педагог, глазами, не поворачивая головы. После того, как дети овладели основными приемами зрительной гимнастики, стала широко использовать комплексы зрительной гимнастики в стихотворной форме. Так проведение гимнастики для глаз стала для детей увлекательной игрой.
Для родителей воспитанников провела консультацию на тему «Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения». Большой интерес у них вызвал семинар-тренинг «Зрительная гимнастика», в ходе которой познакомила их с основными приемами выполнения упражнений на снятие напряжения, расслабления глазных мышц, упражнений на развитие мобильности зрения, на развитие бинокулярного зрения, с общеукрепляющими упражнениями для глаз. Как показала дальнейшая практика, многие из этих упражнений родители проводят и дома со своими детьми.
Совместно с детьми организовала и провела презентацию для сверстников на тему «Как надо нам глаза беречь».
Продемонстрировала выставку рисунков детей на тему «Такие разные глазки», показала отрывок из сценки «Как звери в лесу гимнастику для глаз учились делать» и провела комплекс зрительной гимнастики.
Провела родительское собрание – круглый стол на тему «О зрение всерьез». Родители обменялись мнениями по поводу проведенной работы, направленной на сохранения здоровья детей в группе, поделились своим опытом.
Заключение
Подводя итог проделанной работе можно отметить, что все дети моей группы имеют первоначальные представления о назначении глаз, 80% владеют культурно-гигиеническими навыками ухода за своими глазами на высоком уровне, 60% знают, что полезно и что вредно для глаз.
Большая работа проводилась с родителями воспитанников: консультации, семинар-тренинг, «Круглый стол», оформлен большой наглядный материал. Теперь они имеют представления о том, с какими трудностями в познании окружающего мира сталкивается их ребенок, как они могут помочь своему ребенку познать окружающий мир, сохранить и укрепить свое зрение.
Список литературы
1. Богина Т.И., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. «Современные методы оздоровления дошкольников» Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. – И.: Издательство МИПКРО, 2001.
2. Богина Т.Л.. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.:Мозаика – синтез, 2006.
3. Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей. М.: 1976.
Автор: Епифанова Лариса Геннадьевна, воспитатель I квалификационной категории, Структурное подразделение ГБОУ СОШ №4, города Сызрани, Самарской области, 13 лет педагогического стажа.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лариса Геннадьевна! С интересом прочла Ваш проект: много ценной информации. Спасибо, что поделились своим опытом работы с детьми с патологией зрения. Слишком много описания, как в в докладе. Среди пользователей портала есть работники специализированных учреждений. Меня как эксперта и как просто педагога интересует практически значимость проекта, его интересные наработки. В участниках Вашего проекта нет сестры-ортоптистки. Не педагоги, а офтальмологи проводят консультации с родителями и дают им советы. Вы, исходя из их рекомендаций, составляете правила(памятки) как ухаживать за очками, носить постоянно ...Какие у Вас самостоятельные дети, а мы работая с малышами, сами снимали, одевали очки, поправляли резиночки на душках очков... На мой взгляд, фраза "дети 2 мл.группы для детей с нарушением зрения(участники проекта)вообще непонятна(опечатка?). Мало фотоматериала. Каков Ваш плакат? памятка? На фото 8 гимнастика Базарного, а в списке литературы этого автора нет. На фото 5 ребёнок в очках стоит спиной к свету!!! Все окна у Вас завешаны - не страдает ли от этого световой коэффициент? И не смотря на это у Вас отличные результаты. Так держать! Елена Ивановна Ликаренко
Уважаемая Лариса Геннадьевна! Вами организован и реализован очень полезный проект. Несомненно, многие гости и пользователи Портала воспользуются вашим опытом работы. Сам проект, к сожалению, оформлен не совсем грамотно. Непонятно, что находится в основной части – статья или анализ работы? Данный материал практичнее было разместить в приложении. Этапов проекта лучше было наметить три: подготовительный, основной и заключительный. В план реализации нужно было добавить колонку со сроком проведения. В проекте необходимо наметить стратегию его развития, оценить возможные риски и др. В приложении 2 очень мало фотоматериала. Успехов вам в конкурсе и новых интересных проектов!
Уважаемая Лариса Геннадьевна! С огромным интересом ознакомилась с Вашим проектом. Ваш проект очень важен для детей с нарушениями зрения, да и педагоги, работающие в специальных дошкольных учреждениях, многое почерпнут из вашей работы. На мой взгляд, такая длинная основная часть (по сути реферат к Вашему проекту) не нужна. В Приложении 2 не хватило фотоматериала: например, выставка рисунков, фото работы с родителями. Спасибо за участие в конкурсе! Удачи!
Уважаемая Лариса Геннадьевна! Спасибо за участие в конкурсе. Очень важный проект для педагогов, родителей и детей с нарушениями зрения. С большим интересом познакомилась с вашим проектом. Презентацию к работе надо пересмотреть, недостаточно фотоматериала, можно было бы организовать и показать выставку детских творческих работ. Успехов и удачи в конкурсе!
Уважаемая Лариса Геннадьевна, здравствуйте!
Очень приятно встретить на конкурсе землячку.
Проект Ваш очень полезный, нужный.
Я знаю, что в вашем детском саду работают замечательные педагоги.
Я желаю Вам успехов в конкурсе и творческого вдохновения.
С уважением Ирина Николаевна