Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через
родные и национальные явления».
В. Белинский.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое заново для себя открываем и переоцениваем, это относится к прошлому нашего народа. К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо с русским народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.
Задачи:
Наша детство непосредственно связано с игрой. Дети очень любят играть в различные игры, но больше всего они любят подвижные игры. Подвижные игры бывают разные: сюжетные ибезсюжетные. Но хочется отдельно поговорить о народных подвижных играх.
Народные игры по своему содержанию доступны детям. В игре дети совершенствуют свои физические умения инавыки, повышают двигательную активность, развивают физические качества. Через народные игры дети расширяют свой кругозор, получают представления об окружающем мире. Большое воспитательное значение заложено в правилах этих игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.
Народные игры часто сопровождаются весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, которые имеют большое эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прилюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Помимо считалок, существуют жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.
Чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Педагог, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.
Полагаю, что предлагаемые сценарий будет представлять практический интерес для тех, кто хочет расширить представления детей о народном творчестве. Задача педагога и родителей, вернее, их святой долг – научить любить свою Родину.
Автор: Котова Елена Леонидовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад № 16 «Аленка», г. Спасск-Дальний, Приморский край.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Елена Леонидовна, в своей работе вы затрагиваете актуальную тему. Только почему же вы в практических материалах не ставите задачи: развивать интерес к истории народной культуры, фольклору. Выходит так, что приложения у вас, как бы, и не связаны с общей статьёй… И не соглашусь с вами по поводу того, что в практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко, здесь нужно говорить только за себя… Мне чего-то не хватило в вашей публикации: какой-то изюминки в физкультурном досуге, некоторой интеграции в конспекте НОД. Спасибо за участие в конкурсе.
Уважаемая Елена Леонидовна. Действительно, знакомство с культурой, бытом и традициями народа важное направление в работе с детьми. Действительно, соглашусь с Ириной Викторовной, народные игры , не редкость в детском саду. Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Елена Леонидовна, спасибо за участие в конкурсе! Удачи вам!
Елена Леонидовна, спасибо за желание делиться своим опытом с коллегами и единомышленниками! Успехов вам!