Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников.
Мы полагаем, это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Туризм и краеведение – интегративная деятельность, в основе которой положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. В игре ребенок может приобрести качества, необходимые ему для учебной деятельности, интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе. В туристско-краеведческой деятельности можно сформировать у дошкольников такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого.
Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации в каждом дошкольном учреждении. В нашем ДОУ проведение туристических слётов уже стало традицией. Задолго до проведения турслета с детьми подготовительных групп проводятся занятия и по ориентированию, и по краеведению, и по экологии, и по физической культуре с использованием туристского снаряжения и оборудования.
Итогом становится слет юных туристят, который мы проводим пока между двумя детскими садами. Эстафеты, преодоление полосы препятствий, уха, приготовленная на костре – может ли это не вызвать восторг? Поэтому количество детских садов, высказавших пожелание принять участие в нашем турслете, растет. Да и опыта по их проведению становится все больше и больше.
В представленном турслёте использовалась одна из распространенных форм – «Игра по станциям».
Автор: Мухометзянова Светлана Афанасьевна, инструктор по физической культуре, I квалификационная категория, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 13, г. Нижнеудинск. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.