Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Я работаю в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».
К сожалению, в настоящее время очень много говорят о здоровье детей, но практически ничего не делают, чтобы вырастить действительно здорового ребенка, ставя главной задачей дошкольного образования «достижение воспитанниками готовности к обучению в школе».
Считаю, что нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чтобы вырастить. прежде всего, здорового человека и не просто здорового, а осознающего важность и необходимость заботы о своем здоровье, знающего и применяющего реальные приемы его сохранения. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, вырабатываются начальные гигиенические навыки.
Как же сделать, чтобы здоровый образ жизни стал насущной потребностью самого ребенка? Для этого нужно, чтобы вся система деятельности дошкольного учреждения была включена в модель здоровьесберегающей системы, чтобы сам ребенок стал ее неотъемлемой частью и включился в деятельность по ее созданию.
Разрабатывая такую модель здоровьесберегающей системы дошкольного учреждения, исходила из того, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение даже одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые должны проводится и в непосредственно-образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в детском саду.
В целях повышения профессиональной компетентности всех педагогов учреждения по данной проблеме и включения каждого в общую деятельность, я разработала план работы с педагогами по созданию модели здоровьесберегающей системы в ДОУ, план работы с родителями, а затем был разработан план совместной работы всех участников образовательного процесса по формированию представлений о ЗОЖ у детей.
Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.
Дети и родители стали активными участниками проектов «Береги здоровье смолоду» и «Я расту здоровым». Вместе обустраивали и озеленяли участок для прогулок, придумывали сказки о полезной еде и вредных микробах, а потом рисовали иллюстрации к ним; вместе создавали уголки здоровья, а потом соревновались в викторине «Помоги себе сам».
В течение года были проведены два модуля «Путешествие по стране здоровья» и «Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов». Дети проводили опыты и ставили эксперименты, оформляли и издавали стенгазеты, проводили интервьюирование родителей и педагогов.
На всех занятиях вводились элементы психогимнастики, логоритмические упражнения, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки и дыхательные упражнения и вскоре дети, научившись их выполнять, уже учили свои родителей, младших братьев и сестер.
Дети старшего дошкольного возраста и их родители стали активными участниками создания в своих группах мини-музеев спорта, которые могли посетить дети всех групп. Все мини-музеи были интерактивными: они содержали экспонаты, которые можно было не только посмотреть, но и потрогать, использовать в своей игре, а при большом желании, даже взять на время домой, и эта особенность, безусловно, очень привлекала детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Все вместе, дружно создавали в своих группах уголки здоровья, в которых были представлены альбомы по здоровому образу жизни, предметы, необходимые для ведения здорового образа жизни, детская литература и плакаты, выполненные в совместной деятельности детей и взрослых, а потом проводили экскурсии для малышей и родителей.
С большим удовольствием дети участвовали в физкультурно-оздоровительных досугах «Праздник чистоты и здоровья», «Олимпийские игры», «День смеха», что способствовало развитию у них таких психофизических качеств, как быстрота, сила, ловкость и выносливость, воспитанию жизнестойкой и волевой личности, а также пониманию того, что только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Закреплению и обобщению представлений детей о здоровом образе жизни, необходимости выполнения спортивных упражнений и соблюдения санитарно – гигиенических правил способствовали спектакли «Репка на новый лад» и «Приключения жителей Цветочного города», показанные в рамках театрального фестиваля в детском саду. Последний спектакль был создан на основе сказки, которую дети придумали сами вместе с воспитателями.
Активными участниками нашей работы стали родители, которые участвовали во всех делах своих детей и сами проводили для детей мастер-классы по игре в хоккей, баскетбол и футбол.
Целенаправленная скоординированная работа всех педагогов детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников, использование различных форм и инновационных методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в которой дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии способствовало положительной динамике в развитии дошкольников и формировании у них навыков здорового образа жизни.
Можно с уверенность сказать, что приняв самое активное участие в формировании ЗОЖ, дети и сами научились заботиться о свое здоровье, и готовы научить других. Это действительно стало их жизненной потребностью.
Автор: Васильева Марина Николаевна, старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1874 (дошкольное отделение, детский сад для детей с общим недоразвитием речи), город Москва. Высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 14 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Марина Николаевна! Замечательный материал, в котором заслуживает пристального внимание план работы. Ну а результаты мониторинга по формированию у Ваших воспитанников навыков здорового образа жизни говорят сами за себя! Желаю Вам успехов!
Замечательная работа. Думаю, что Ваши дети вырастут действительно здоровыми и будут заботиться о своем здоровье.
Хорошо, что уже с раннего детства педагоги заботятся о здоровье наших детей. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Марина Николаевна!Очень важная работа ведется в вашем саду. Представленные Вами материалы продуманны, содержательны, заслуживают внимания со стороны коллег.Желаю Вам удачи в конкурсе и здоровья вашим воспитанникам!
Уважаемая Марина Николаевна! Работа, представленная вами, огромна и профессионально выполнена. Удачи вам в работе и в конкурсе!
Уважаемая Марина Николаевна! Прекрасная публикация! Какие правильные "сильные" слова нашли Вы к вступлению к своей работе! Спасибо Вам за опыт работы, беру себе в копилку всё полностью. Конечно, если бы Вы в Приложениях разместили конспекты проектов, модулей... О-о-о! Для нас, старших воспитателей, было бы бесценно!!! Удачи Вам, успехов, творческих дерзаний!!!