Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы.
Количество больных детей дошкольников увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5 %. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения ведущими, среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Здоровье это ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья на 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% от действия окружающей среды, 10% – от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, в дошкольном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Тема «Комплексное использование факторов природы как средство формирования привычек ЗОЖ и экологических представлений дошкольников» весьма актуальна.
Экологическое воспитание детей – одно из важнейших направлений, являющегося дополнением ко всем новым современным комплексным программам. Экологическое воспитание проходит через весь педагогический процесс, охватывая все виды детской деятельности, предусматривает применение на практике новых форм работы с детьми, способствует личностно-ориентированному взаимодействию педагогов с воспитанниками.
Перспективу своей деятельности вижу в совершенствовании диагностической работы с целью усиления индивидуально- дифференцированного подхода к обучению детей.
Теоретическая база опыта
В основе теоретической базы опыта лежат принципы:
Теоретической основой моей педагогической деятельности являются следующие теории и идеи известных авторов: развивающая педагогика оздоровления Ю.Ф. Змановского, программа «Радуга», С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, А.И.Ивановой.
Ю.Ф. Змановский в своем труде «Воспитаем детей здоровыми» уделял внимание возрастной физиологии человека, физиологическим аспектам здоровья, дал рекомендации по организации эффективной системы оздоровительно-воспитательной работе с детьми: учет биологических ритмов, достаточной двигательной активности, эффективного закаливания, рационального питания.
Лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста в программе «Радуга» выступает формирование отношения к миру. Ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.
Программа С.Н. Николаевой является основой экологического воспитания, формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Изучила опыт работы белорусского педагога Л. И. Дурейко, его курс программы «Здоровый образ жизни», «Природа и здоровье», где реализуется важная идея о неразрывной связи здоровья и всестороннего развития человека с богатством и разнообразием природы нашего края.
Новизна опыта
Данный опыт является системой работы по формированию здорового образа жизни и экологических представлений дошкольников.
Опыт предлагает систему, которая позволяет планомерно и целенаправленно применять в воспитательно-образовательном процессе экологические занятия, дидактические игры, систему наблюдений за живой и неживой природой по сезонам.
В период с 2006 года по 2009 года отмечается стабильность в развитии положительной динамики познавательной сферы с 5% до 64%.
В результате систематической работы по данной теме у детей формируется потребность в здоровом образе жизни.
Автор: Кувшинчикова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ № 15 первой квалификационной категории, г. Ковров, Владимирская область. Педагогический стаж: 25 лет. Награждена грамотой от администрации г. Коврова, грамотой от управления образования г. Коврова.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Николаевна! Показатели положительной динамики развития за три года (с 5% до 64%!) несомненно, говорят о том, что ваша система работы действует, но предоставленный Вами материал в этом не убеждает. Желаю удачи.
Уважаемая Елена Николаевна, согласна с Ириной Николаевной, ваш материал не дает представления о вашей деятельности, а нам интересна именно она.