Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Наш детский сад работает по программе «Цветные ладошки» уже пятый год. Эта программа по художественному воспитанию, обучению и развитию детей от 2 до 7 лет. Реализуя её, мы поставили цель: развитие универсальных предпосылок учебной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
А для достижения этой цели определили задачи:
1) формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;
2) расширять познавательную активность, кругозор, обогащать речь новыми понятиями;
3) формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметов, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии;
4) развивать кисть, мелкую мускулатуру пальцев рук, подготавливать руку к письму.
5) Установить тесный контакт и взаимосвязь между родителями и детьми, между семьёй и образовательным учреждением.
Для решения поставленных задач была организована работа по направлениям:
В течение учебного года с детьми проводились занятия по лепке, рисованию и аппликации по декоративно – прикладному искусству. Работу начали с организации образовательной среды: уточнив методику художественного исполнения росписи, подобрали и систематизировали иллюстрации, изготовили дидактические игры и пособия, с помощью родителей создали мини-музей, использовали хохломскую, жостовскую, дымковскую и гжельскую роспись в оформлении интерьера БДОУ.
Работа с детьми проводилась в четыре этапа:
На обсуждении детских работ часто присутствовали родители. В этот момент дети чувствовали всю серьезность выполняемой работы, у них появлялось желание в следующий раз нарисовать и сделать ещё красивее. Участвовали родители и в развлечениях «Русская ярмарка», «Сказочный теремок», вместе с детьми изготовляли поделки для выставок семейного творчества, помогали в оформлении мини- музея.
Важность знакомства детей с декоративно-прикладным искусством обсуждали на родительских собраниях, проводились консультации. Моя презентация направлена на то, что бы познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины.
Выступление на родительском собрании «Народно-прикладное творчество»
1, 2 слайды
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают ребенка со своим народом, страной. Корни этого влияния – в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.
В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.
Я хочу познакомить Вас с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, чтобы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.
3, 4, 5 слайды
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой, обобщённость силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка – колоколом с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или на петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто оранжевый цвет.
6, 7, 8 слайды
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это не большие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см., изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а так же детские игрушки.
9, 10, 11 слайды
Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
12, 13, 14 слайды
Очень популярны жостовские подносы. Художник расписывает их не с натуры, а ориентируясь на свое воображение. Поэтому 2х одинаковых изделий просто не бывает.
15, 16, 17 слайды
Они писали сценки из городской и сельской жизни, животных, птиц, цветы. Яркие живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает изделию оригинальность, свежесть.
18 слайд
Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
Конечно, на занятиях дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества.
19 слайд
Автор: Татьяна Николаевна Калинникова, воспитатель ИЗО II квалификационной категории БДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 17, п. Вохтога Грязовецкого района Вологодской области, педагогический стаж 5 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Николаевна , видна ваша заинтересованность темой, чувствуется хороший контакт с родителями детей. Удачи и творческих успехов!
Здравствуйте, Елена Васильевна! Благодарю Вас за поддержку))) Спасибо)))
Цель родительского собрания - "познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины". Они что в школе не учились и необразованные? Это ликбез для родителей?!
ДОУ пятый год работает по программе «Цветные ладошки». Нет ни одной фотографии детских работ!
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.
Уважаемая Светлана Александровна. Тема родительского собрания была запланирована после анкетирования родителей и их пожеланий. (рассказать о декоративно-прикладном искусстве)
В данной презентации я не планировала выставлять детские работы, а использовала материал из художественных источников о некоторых видах декоративно - прикладного искусства. Это выступление как часть родительского собрания. Спасибо за комментарий)))
Мне понравилась Ваша работа! С удовольствием посетила бы Ваши занятия! Так приятно иногда оторваться от будничной суеты и раствориться в творчестве! Спасибо)))
Здравствуйте,Наталия Васильевна. Огромное Вам спасибо за внимание к моей конкурсной работе)))