Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)
Общеизвестно, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Очевидно, что содержание общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях МДОУ имеет свою специфику.
Знакомство с семьей ребенка раннего возраста мы начинаем задолго до первого посещения малышом группы. Воспитатель приходит домой к ребенку с целью установить контакт с родителями и будущим воспитанником, узнать условия воспитания и развития ребенка, состав семьи и особенности внутрисемейных отношений.
Педагог старается увлечь малыша игрой, показывает альбом «Здравствуй, детский сад!», рассказывает о том, что ждет ребенка в группе. Впоследствии, когда ребенок переступит порог детского сада, он увидит уже знакомые лица, что обеспечит максимальный психологический комфорт при расставании с мамой.
На первом родительском собрании, в начале учебного года, вниманию родителей предлагаются игровые тренинги, с помощью которых строиться атмосфера общности интересов, эмоциональной поддержки, взимопроникновения в проблемы друг друга.
При проведении тренинга «Коллаж», родителям предлагается из множества деталей создать так называемый портрет малыша, в котором будут отражены его игровые, вкусовые пристрастия, привычки, эмоциональное состояние, черты характера.
Тренинг «Умные ладошки» предназначен для того, чтобы в занимательной форме родитель мог дать воспитателю 5 советов по взаимодействию с его ребенком (1 пальчик – 1 совет).
В ходе проведения тренинга «Загадочная пирамидка» родителям предлагается шаблон пирамидки и 6 качеств личности, которые формируются у ребенка в процессе воспитания (ответственность, честность, доброта, самостоятельность, вежливость, аккуратность).
В ходе работы необходимо расположить качества от менее важного к более важному. Причем, отдельно для девочек и мальчиков. Эта работа сложная, заставляет задуматься о целях и приоритетных направлениях воспитания конкретного ребенка.
Тренинги рассчитаны на участие мам и пап. Обычно мнения родителей разного пола расходятся и становятся предметом дальнейших дискуссий, консультаций, советов специалистов.
Общеизвестно, что во время адаптации родителям предлагается находиться вместе с ребенком в группе. Данное обстоятельство натолкнуло нас на мысль о такой форме работы, как «Воспитатель на час». Мама или папа в течение определенного количества времени играют со всеми детьми в сюжетные, пальчиковые, подвижные игры, проводит режимные моменты. Воспитатель в это время может переодеться в героя сказки и внести эмоциональное разнообразие в деятельность.
С участием родителей проводятся спектакли кукольного театра, когда прячась под маской сказочного героя, мама или папа могут со стороны увидеть эмоциональную реакцию своего ребенка на действия персонажа.
Одной из форм работы являются совместные занятия детей и родителей. Намного увлекательнее строить дом для зайчика, петь ему песенку, когда рядом родной человек. А совместная лепка из соленого теста превращает группу в своеобразную мастерскую, где раскрываются талант и фантазия каждого участника.
Большое внимание в нашей группе уделяется информационной поддержке семейного воспитания.
Для активизации и обогащения воспитательских умений родителей, формирования уверенности в собственных педагогических возможностях в МДОУ создана передвижная библиотека «Успешный родитель», где представлены периодические издания и специализированная литература по воспитанию и развитию детей раннего возраста, познавательный материал информационного характера.
Привлекательной формой работы считаем изготовление стенгазет на тему «Семейные традиции», «Секреты воспитания», «Мир наших увлечений». Они не только позволяют узнать круг интересов, особенности семьи, но и по – своему украшают приемную, создают позитивное настроение.
Все материалы, полученные в ходе взаимодействия с родителями, позволяют воспитателю оформить «Портфолио» малыша. В рубриках «Здравствуйте, это я!», «Мои достижения», «Я расту» размещается бесценный, увлекательный опыт развития воспитанника в первые три года жизни. К «Портфолио» изготавливается приложение, где помещается фото и видео материалы, позволяющие ребенку и родителям еще раз пережить волнительные минуты встречи с детским садом.
Строить работу с родителями на основе взаимопонимания сложно. Это продолжительный, кропотливый, но очень благодарный труд. Только объединившись вместе, педагоги и родители смогут создать единое пространство в МДОУ и семье для воспитания и развития детей.
Приложение: Презентация.
Автор: Вишневская Зинаида Михайловна, воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 33 «Светлячок», г. Воркута.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Зинаида Михайловна, я думаю, работа проведенная и проводимая вами плодотворна. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей. Удачи Вам и дальнейших творческих разработок!!!!
Зинаида Михайловна, скажите, что размещается в Портфолио ребёнка такого возраста - только фото?
Любовь Владимировна в портфолио ребенка раннего возраста входят:
- фотографии ребенка с комментариями;
- достижения ребенка;
- рассказы (мини-эссе) родителей, родственников, педагогов о ребенке;
- карта индивидуального развития ребенка.
Всеостальное на усмотрение родителей, педагогов
Интересный опыт работы. Спасибо автору за предоставленный материал! Удачи!
Зинаида Михайловна, спасибо за предоставленный материал! Очень познавательно! С нетерпением ждем дальнейших работ!
очень понравилось и хотелось бы, чтоб эта работа внедрялась в практику дошкольного воспитания
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Здравствуйте! Уважаемые руководители портала! Спасибо огромное за предоставленную возможность принимать участие в конкурсах Всероссийского масштаба заочно! Поздравляю ВСЕХ с успешным завершением конкурса "Моя педагогическая инициатива - 2011"!