Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Программа тренинговых занятий с родителями «Искусство общения с ребёнком» разработана и внедрёна в работу детского сада №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Программа предназначена для родителей, которые хотят наладить свои взаимоотношения с детьми и готовы к изменениям в общении с ребенком.
Анализ обращений родителей за консультацией к психологу показал, что в большинстве своём они испытывают трудности в процессе воспитания детей: «Как заставить его слушаться?», «Что делать, если он всё делает назло?», « Ничего не хочет делать, только телевизор смотрит», «Когда я с ней разговариваю, она делает вид, что не слышит». Эти проблемы детско-родительских отношений становятся источником конфликтов, трудностей, неврозов, как у детей, так и у родителей. А в попытках решения этих проблем отчётливо проявляются эмоциональные аспекты отношений к ним детям. Неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребёнка заключается в том, чтобы он рос в эмоциональном тёплом душевном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но всё-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, а иногда и приложить немало сил. Для первого условия требуется, чтобы родители своего ребёнка любили. Для второго, чтобы любили друг друга. Только тогда они сумеют создать такой союз, который будет длиться всю их жизнь и в котором всем будет хорошо. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, которые обращались за помощью, более или менее осознают, в чём именно нуждаются их дети. Он даже хотели бы вести себя иначе, но на практике это не выходит. Бывает, что беседы с воспитателями, чтение педагогической литературы не всегда идёт на пользу: родители узнают, что «всё делают не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят себя, а то и снова выливают раздражение на ребёнка.
Родителей надо не только просвещать, но и обучать, обучать способам правильного общения. Наиболее эффективным способом такого общения являются тренинговые занятия в группе, где участники имеют возможность увидеть себя в новом свете, взглянуть на себя со стороны, оценить своё поведение, преодолеть внутреннее сопротивление, связанное с высказываниями о самом себе в присутствии группы людей, заниматься самоизучением, самоисследованием, самоуправлением, получить новую информацию и социальные навыки.
На тренинговых занятиях предусмотрено использование обучающих методов и приёмов, которые способствуют установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребенком, повышают психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере общения с детьми, формируют новые формы детско-родительских взаимодействий.
Программой предусмотрены домашние задания для родителей, выполнение которых обеспечит более осознанное отношение родителей к собственным проблемам и проблемам ребёнка, их переработке и переосмыслению, поможет отработать в реальной жизни, изученные на занятиях техники, приёмы общения, а также обсудить с психологом результаты выполнения заданий и получить интерпретацию и рекомендации по общению с ребёнком.
Цель программы: способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, повышение компетентностей родителей в сфере общения с детьми, формирование новых форм взаимодействия.
Задачи:
Предполагаемый результат: родители усваивают умение активно слушать, то есть умение слышать, что ребёнок хочет сказать родителям; умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребёнка; используют принцип «оба правы» (или «выиграть –выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребёнком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
Список используемой литературы.
Автор: Олемская Татьяна Семёновна, заведующий высшей квалификационной категории Детского сада №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Педагогический стаж 38 лет. Педагогические достижения: лауреат Всероссийского конкурса «Призвание воспитатель» 2011г .; Маханькова Асия Ханзатовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Детского сада №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Педагогический стаж 23 года. Педагогические достижения: Грамота Министерства образования Самарской области, 2010 г.; лауреат Всероссийского конкурса «Призвание воспитатель», 2011 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые Татьяна Семеновна и Асия Ханзатовна! Общение с ребенком, это, действительно, искусство!!! И то, что вам удалось разработать программу, которая помогает родителям сначала в теории, а затем и на практике обучиться этому искусству достойно благодарности и большого уважения! Актуальная и нужная работа! С наилучшими пожеланиями, Светлана Валерьевна.
Уважаемые педагоги, интересный, познавательный материал представлен вами для родителей. Давно известно, что вести работу с родителями труденее, чем заниматься с детьми. Предложенная вами программа предполагает активное сотруднечество с родителями, просвещение и ненавязчивое обучение их. Авторам удачи и успехов в конкурсе!
Уважаемые коллеги, с большим интересом познакомилась с Вашей Программой! Вы помогаете родителям на практике осваивать пути эффективного взаимодействия с детьми, а это достойно уважения и благодарности. Замечательная презентация!!! Фото отображают успешность Вашего дела)) Удачи Вам!!!!
Молодцы коллеги, презентация на ура! Ставлю Вам отлично. Галина Викторовна.
Актуальная работа с востребованной практической направленностью. С удовольствием бы ознакомилась не только с описанием этапов и задач реализации этой программы, а и со всем её содержанием. Авторам - успехов в работе и конкурсе!
Уважаемая Ева Владимировна, спасибо за отзыв! Работа готовится к печати, поэтому содержание материала не распространяется в целях сохранения авторских прав.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРЕДСТАВЛЕНА ХОРОШО,ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О ПРАКТИКЕ. КАК ВЫ ОТСЛЕЖИВАЛИ ВАШИ УСПЕХИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ?
Любовь Владимировна, что вас смущает в практической части работы? Сформулируйте конкретнее свой вопрос.
Здравствуйте! Извините - пропустила Ваш вопрос.Вот смотрите - Вы прописали предполагаемые результаты; как Вы проверите и докажете, что достигли их?
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Уважаемая Асия Ханзатовна! Познакомилась со вторым Вашим проектом, теперь уже в соавторстве с Татьяной Семёновной. Эта работа тоже заслуживает высшей оценки. Материал методически грамотно изложен, имеет практическую значимость. +5 баллов!