В предыдущей статье мы рассказали, как психолог детского сада работает с родителями по предупреждению проблем адаптационного периода их ребенка в детском саду. В этой статье мы опишем, как провести диагностику развития социальных навыков ребенка. Эту работу мы рекомендуем провести в 2 этапа:
I этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.
II этап – исследование развития социальных навыков.
Знакомясь с родителями и ребенком, психолог предлагает каждому удобное место и просматривает заполненные родителями анкеты или просит заполнить их, если это не было сделано ранее. Таким образом, создается пауза, позволяющая и ребенку и взрослому осмотреться, освоиться в новом для себя пространстве. Психолог ненавязчиво наблюдает за ребенком.
Если малыш внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если, устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к психологу, тогда можно переходить ко второму этапу диагностики. Чаще всего такие дети легко привыкают к детскому саду.
Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться со специалистом, мы не торопимся, даем малышу еще пару минут. Мы в это время занимаемся какой-нибудь привлекательной для малыша деятельностью.
У нас в кабинете есть песочница и емкость с водой. Психолог достает игрушки, запускает в воду дельфинчика, переливает воду из одного сосуда в другой, комментирует свои действия, попутно объясняя правила игры с водой: «Я закатаю рукава, чтобы не замочить их, вода теплая, я играю аккуратно, не расплескиваю воду, а когда наиграюсь, то возьму вот это полотенце и вытру руки. Смотри, у меня руки сухие. Потрогай воду, тебе она какой кажется, теплой или холодной? Посмотри, какие здесь рыбки! Покажи, где большая улитка? Интересно, а ты найдешь в коробке с игрушками собачку?»
Для того чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, мы направляем его внимание на телесные ощущения. Мы предлагаем: «Потрогай травку (в кабинете есть искусственная трава), какая она? Мягкая или жесткая? Смотри, у нас есть волшебный мячик. Он мягкий и вкусно пахнет. Погладь мячик, понюхай его! А это что? Пупырышки у мячика. Какие они? Твердые. А этот шарик, как ежик, у него колючки. Потрогай его. Давай, я покатаю его по твоей ладошке».
Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт. Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребенка, а он касается нашей ладони.
Если ребенок прикоснулся к психологу, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений мы прошли. И только теперь имеет смысл заняться собственно диагностикой. Без установления отношений данные диагностики не будут достоверными.
Если нам не удается самостоятельно установить отношения с ребенком, мы попытаемся сделать это через родителей. Для этого, рассматривая привлекательный предмет, обращаемся к родителям малыша: «Смотрите, какой у нас мяч! Правда, приятный на ощупь? Давайте, я вам его брошу, а вы – Кирюше. Вот так, Кирюша, бросай мячик маме. Мама бросит мяч мне, а я – Кирюше. Кирюша, лови мяч!»
У детей, отношения с которыми удается установить только через родителей, высока вероятность тяжелой адаптации. Дальнейшее исследование позволяет составить более точный прогноз.
Иногда бывают напрасны все старания, а, иногда только к концу встречи, ребенок «оттаивает» и начинает интересоваться тем, что его окружает. В этих случаях стоит сосредоточиться на беседе с родителями, более подробно расспросив их об особенностях домашнего воспитания. Такие трудности с установлением контакта наблюдаются у детей, адаптация которых будет тяжелой или очень тяжелой.
Уверенность. Первые минуты пребывания ребенка в кабинете дают самую важную информацию и о нем и о его родителях. Тут важны следующие моменты: как ребенок входит в кабинет, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители? Как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение? Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир?
Самостоятельность. Способен ли ребенок занять себя? Сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия? Уровень развития активной речи ребенка, частота обращения за поддержкой к родителям.
Сотрудничество. Придерживается ли ребенок общих правил и норм? Как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника? Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему-либо? Обращается ли за помощью к взрослому? Внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций.
После установления контакта с ребенком психолог наблюдает, как малыш организует освоение нового пространства: надолго ли может сосредоточиться на одном предмете или переходит от предмета к предмету, ни на чем не задерживаясь. Давая поддержку малышу: «Какой ты молодец, что нашел зайчика! А мы думали, что потеряли его. Как осторожно и бережно ты обращаешься с куклой. Какой ты заботливый!», – мы обращаем внимание на то, как ребенок реагирует на поощрение.
Можно встретиться с увеличением доверия со стороны малыша, что является оптимальной реакцией, или с повышением возбудимости, или с отсутствием какой-либо реакции. Вводя правила и ограничения: «Старайся не высыпать песок из песочницы. Если нечаянно высыплешь – скажи мне. Я уберу. Машины у нас катают на ковре. На доске рисуют вот этим фломастером, а стирают губкой», – можно получить адекватную реакцию. Ребенок стремится выполнять наши правила.
Можно столкнуться с тем, что ребенок начнет нарушать наши правила, как бы испытывая нас. В такой ситуации мы указываем ему на то, что заметили, что он специально делает это и, глядя ребенку в глаза, говорим, что запрещаем ему так себя вести: «Я вижу, ты специально бросаешь песок. Мне не нравится, когда у меня мусорят. Я прошу тебя не делать это. Лучше давай насыплем песок в грузовик». Как правило, серьезного тона бывает достаточно, чтобы приструнить ребенка.
Такое поведение свидетельствует скорее в пользу ребенка. Он чувствует себя в достаточной степени в безопасности, если может позволить себе социальное экспериментирование, проверяя, что можно в обращении с взрослым, а что нельзя. Если ребенок никак не реагирует на замечания, удостоверяемся, что он нас услышал и понял. Скорее всего увеличилась тревожность ребенка, и он таким образом стремится прервать общение.
В таком случае мы обращаем внимание на родителей ребенка. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно мы проясняем родительские волнения: «Вас что-то сейчас беспокоит? Расскажите о своих опасениях». Снижение напряжения у родителей благотворно сказывается на ребенке.
По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации его и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.
Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются.
Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.
Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо».
Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.
Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с психологом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.
Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.
Во время первой встречи родители знакомятся с рекомендациями, как лучше подготовиться к детскому саду.
Автор: Зубова Г.Г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.