В предыдущей статье «Что такое адаптация к детскому саду?» мы описали характерные признаки и виды адаптационного периода ребенка в детском саду.
Если позволяют материальные возможности детского сада, семьям будущих воспитанников можно раздать информационные буклеты, состоящие из описания динамики адаптации (см. текст указанной статьи).
В данной статье попытаемся ответить на вопросы:
Прежде всего необходимо определить, насколько ребенок подвержен такого рода переживаниям, то есть провести диагностику.
Диагностика возможного уровня адаптации ребенка проводится через:
Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 3 – 4 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. Это позволяет сделать специфика детского сада – большое количество желающих. Как правило, к концу учебного года новая группа полностью набрана, но дети приходят только с началом нового учебного года.
Получив в мае – июне от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, психолог обзванивает семьи и приглашает родителей вместе с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая.
Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.
Встреча семьи с психологом может занять от 1 до 1,5 часов, о чем родителей предупреждают заранее. Мы стремимся к тому, чтобы на встрече присутствовали два специалиста психологической службы. Встреча проводится в кабинете, где есть удобные кресла для родителей и игровая зона для ребенка. Психологи за время встречи проводят не только диагностику, но и первую консультацию семьи.
Задачи первой встречи с семьей:
Поскольку мы имеем дело с ребенком 2 – 3-х лет и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем на исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:
Мы определяем особенности семейного воспитания, обращая внимание на следующие моменты:
Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Как правило, мы предлагаем анкету, которая содержит общие вопросы о ребенке и семье. Анкету родители либо получают заранее, на родительском собрании, и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете психолога.
После знакомства с семьей один из психологов беседует с родителями, другой — занимается с ребенком. Если на встрече один психолог, то, как правило, он после непродолжительной беседы с родителями переключается на общение с ребенком. Родители могут участвовать в игре с малышом, а могут заполнять анкету или знакомиться с информацией по вопросу адаптации.
Беседа с родителями опирается на вопросы:
Психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Мы предполагаем, что поведение ребенка в кабинете психолога продемонстрирует нам модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми для малыша людьми.
Сейчас ребенок всем своим поведением покажет то, как он будет осваиваться в группе детского сада, как будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Именно сейчас мы можем увидеть проблемы малыша. Специалисту важно быть хорошим наблюдателем, чтобы распознать все особенности данного ребенка, типичные механизмы его приспособления.
Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?
I этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.
II этап – исследование развития социальных навыков.
Как была организована конкретная работа – в следующей публикации «Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?»
Автор: Г.Г. Зубова.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Адаптация довольно важная тема. Я сама воспитатель ясельной группы, поэтому всё, что связано с этим возрастом, меня очень интересует. Ведь детки чаще всего приходят в детский сад совершенно неподготовленные. Большую работу нужно проводить и с родителями. И вообще по раннему возрасту очень мало всего. Поэтому Ваши публикации важные и нужные.Спасибо!