Сегодня очень трудно устроить ребенка в детский сад – и потому родители бьются над решением этой проблемы. Но, оказывается, есть проблема не менее важная и сложная: как ребенок будет привыкать к детскому саду? К новому детскому коллективу? К новой маме-воспитательнице?
Вот, казалось бы, решена главная проблема родителей дошкольников: получена долгожданная путевка, и ребенок устроен в детский сад! Родителям в предвкушении новой жизни, новых возможностей, после пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади.
Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
Предлагаемый вашему вниманию опыт решения проблемы адаптации — это результат совместной работы всего коллектива ДОУ № 2317. Наш коллектив выстроил новую модель взаимодействия детского сада и семьи. Результатом такого взаимодействия является организация мягкого, с учетом возможностей семьи, перевода малыша с домашнего на общественное воспитание. Но для начала разберемся со следующим вопросом.
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды.
Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка.
Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.
Адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.
Тяжелая адаптация – требуется три месяца.
Очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.
После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.
Мы разработали:
Цель работы психолога в решении данного вопроса – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Осуществляется это через:
Психологи помогают в построении взаимоотношений через решение четырех задач:
Как была организована конкретная работа с родителями и детьми – информация в статье «Как диагностировать возможный уровень адаптации?».
Автор: Г.Г. Зубова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.