Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.
С большой любовью и интересом педагоги совместно с родителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.п. В нашем детском саду мы проводили фоторепортажи на следующие темы: «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Дружная семья гору сдвинет», «Я и моя мама», «Красота родной земли» и др. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.
Этапы организации выставок фоторепортажей следующие:
- Сбор информации – интервью, подборка фотографий;
- Составление рассказа – репортажа;
- Оформление фоторепортажа для выставки.
4.
Оформление выставки фоторепортажей.
5. Проведение групповых экскурсий с представлением работ
детьми.
Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, мы многие выставки проводим в виде конкурсов. Например: конкурсы игрушек «Новогодний сувенир» и «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык»; конкурсы рисунков «Моя семья», «Это моя Родина»; конкурс на лучшую групповую газету «Мы и наша группа»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Мягкую игрушку мне мама сшила», «Мамы всякие нужны»; конкурс плакатов из семей «Осторожно!»; конкурсы поделок «Это сделано руками наших пап», «У осени в корзинке», «Сюрпризы Осени» конкурс кукол в национальных костюмах «Мы все такие разные» и т. д.
Этапы организации выставки-конкурса следующие:
В дошкольном учреждении оборудован мини-музей «Русская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра-конкурса уголков «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья: русской, татарской, чувашской, мордовской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. С энтузиазмом откликнулись родители на оборудование музея и уголков. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари.
Мини-музей «Русская изба» и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Еще одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МДОУ.
Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей. Одним из первых проектов по данной проблеме был проект «Маленькая страна – это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпускать «Семейную газету». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!». В 2010 году была реализация проекта «Любимое блюдо моей семьи». На презентации проектов в рамках родительского клуба родители представляли различные национальные кушанья, делились рецептами, дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей и узбекский плов, и татарский «чак-чак», русские блины, и казахский «бешбармак», чувашский суп с домашней лапшой «яшка» и др. В этом году мы предоставили выбрать тему своих проектов по изучению родного края детям среднего и старшего возраста.
Мы планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Список использованной литературы:
Автор: Мартынова Екатерина Сергеевна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория по должности «руководитель», МДОУ – детский сад № 5 комбинированного вида города Чапаевска Самарской области, стаж работы по специальности – 5 лет.
Екатерина Сергеевна награждена грамотой Министерства образования и науки Самарской области Юго-Западного управления за участие в городском конкурсе методических разработок «Наш город и нам в нем жить!» и победу в номинации «За лучшее методическое пособие для детей».
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Важная, нужная работа хорошо представлена в данной статье! Дальнейших успехов!
Спасибо зо теплые слова! Я тоже после педагогического училища работала учителем начальных классов более десяти лет и поэтому с большим уважением желаю Вам успехов и благополучия!
Катерина, ты молодец!!! Работа прекрасная!!! Успехов и новых побед!!! =Наталья=
Тема сохранения и развития традиций важна и значима. Хорошая статья из опыта работы.
Екатерина Сергеевна,спасибо! Очень актуальная,полезная работа !
Уважаемая Екатерина Сергеевна, добрый вечер! Прочитав Вашу работу хочется сказать, что Вы просто - МОЛОДЕЦ! Ставлю Вам 5+ Если цель педагогического процесса состоит в том, чтобы прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей это дорогого стоит!!!!!!!!!!!!!!! Желаю Вам удачи в конкурсе. Оказывается, что мы с Вами землячки!!!
Екатерина Сергеевна. Очень грамотная методическая статья, продуманная четкая система и разнообразие форм работы. Особенно понравились выставки. Большое спасибо за материал.