Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Тема: «Психологическая поддержка детей – как способ эффективного общения с ними».
Цель: Повышение психологической культуры родителей. Улучшение детско-родительских отношений.
Задачи:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители. Давайте начнем нашу встречу с игры, поиграем со словом «Здравствуй». Поздороваемся друг с другом только мимикой (родители выполняют задание), только жестами (выполняют); так как будто вы увидели своего друга детства, классного руководителя, своего начальника, как будто встретили вредную соседку, встретились со своим ребенком.
А сейчас мы вами поговорим о наших детях (на столах у каждого родителя лист бумаги, ручка. Работы анонимные). Выполним следующие задания:
Теперь отложите свои листочки, можете свернуть их, мы вернемся к ним в конце нашей встречи.
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Не вызывает сомнения и тот факт, что практически все дети требуют психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.
Психическое здоровье отличается от психологического тем, что имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Вопрос к родителям: Что характеризует, по-вашему, психологически здорового ребенка? (ответы участников семинара).
Психолог: Всем характерны следующие качества: эмоциональное спокойствие, умение адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, креативность, жизнерадостность, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между разными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Вот для развития гармонично развитой личности необходима психологическая поддержка.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным неадекватным поступкам. Психологическая поддержка – это процесс,
Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Поддерживать ребенка – значить верить в него.
Существуют ложные способы, так называемые «поддержки-ловушки». Типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничеством со сверстниками, сестрами, братьями. Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого. Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он сможет справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
9. Минимум правил – вот залог того, что ребенок будет им подчиняться. Запреты и правила должны быть четко сформулированными, простыми, выполнимыми, соответствовать уровню развития ребенка.
10. Принимать индивидуальность ребенка.
11. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Поддержать можно посредством: (родители сами называют слова, выражения):
1. Отдельных слов: Здорово! Прекрасно! Отлично! Хорошо! Умница! Молодец! Замечательно! Победа! Красиво!...
2. Высказываний: Я был уверен, что у тебя получится! Ты правильно понял! Верное решение. Теперь тебя ничто не остановит. Ты преодолел серьезное препятствие. Ты сделал это ответственно…
3. Прикосновений: Похлопать по плечу, взять за руку, взять на руки, обнять его, поцеловать его, мягко поднять подбородок ребенка…
4. Совместных действий, физического соучастия: поиграть вместе, сходить в парк, сходить в гости по желанию ребенка, смастерить интересную поделку...
5. Выражения лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех, …
По-дилетантски надзирая за ребенком и выявляя все, что нам мешает в нем, мы ликвидируем все это прессом своих: (родители сами называют слова, выражения, делают выводы):
Таким образом, «окрыляем» своего ребенка: (родители сами называют слова, выражения, делают выводы):
А это значит, долой словесную, телесную агрессию! Да здравствуют улыбки, восхищение и доброта!
А сейчас посмотрите на свои записи в листочках. Вы довольны своими ответами? Что вас огорчило, насторожило? На какие вопросы вы хотите получить ответы? Что нового узнали из нашего разговора? Пригодится ли вам сегодняшняя информация? Рефлексия.
А сейчас поиграем в игру «Передай хлопок» (Все участники передают хлопок над головой соседа и так далее по кругу. В течение игры не должно быть заминки, хлопок должен постоянно «продвигаться» вперед. Игра продолжается до тех пор, пока не получится одна звуковая волна). Вот так в унисон, с любовью, терпеньем и поддержкой должно происходит воспитание детей в семье. Вот так же на одной ноте должно происходить взаимодействие семьи, детского сада и школы.
До свидания! Всем удачи!
Памятки для родителей:
Для профилактики в сфере формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка необходимо:
1. Проявляйте искренний интерес к личности ребенка, его состоянию, настроению.
2. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
3. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение к окружающим людям.
4. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
5. Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
6. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
7. При взаимодействии чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
И пусть каждый раз, когда вы поймаете себя на том, что отчаиваетесь, злитесь или раздражаетесь, следующей мыслью будет что-то позитивное о вашем ребенке. Пусть этих позитивных мыслей будет как можно больше!
Автор: Котикова Наталья Васильевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория, МБДОУ Детский сад № 35, г. Полысаево, Кемеровская область. Педагогический стаж работы 28 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Семинар подразумевает предварительную подготовку "семинаристов", возможность задать вопросы "лектору", демонстрацию практического применения теории на практике. Данный материал не совсем соответствует такой форме работы с родителями. Вы переизложили найденный в интернете реферат - это неплохо, но не нашли при этом действенных, оригинальных методов подачи информации - это минус. Наталья Васильевна, почему на фото родитель с завязанными глазами? я не встретила этому объяснения в вашем конспекте.
Уважаемая Наталья Васильевна! Спасибо вам за участие в конкурсе!
Повышение психологической культуры родителей конечно необходимо и Ваша попытка заслуживает благодарности. На фотографиях видны заинтересованные лица мам, бросается в глаза культура подготовки кабинета, бейджики на одежде, организовано рабочее место. Может назвать нужно было не семинар?
Желаю удачи!
Уважаемая Наталья Васильевна! Работа психолога в любом образовательной организации - это ТАКАЯ помощь воспитателям. И если она действенна, то низкий Вам поклон. Действительно, знакомясь с представленным на конкурс материалом, можно отследить четкую организацию мероприятия. Это - плюс. Но, семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты [https://ru.wikipedia.org/wiki/Семинар]. В Вашем случае обсуждения как такового не было или Вы не обозначили это в конспекте. Скорее, это был тренинг, и Вы на его проведение имеете право. Но любой тренинг - это четкая структура, которую необходимо соблюсти. А чтобы у экспертов не возникало вопросов, прописать все в данном материале нужно было.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.