Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Представляю текст выступления на районной августовской конференции.
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…»
Доказано, что человек усваивает информацию так:
В общение с родителями происходит именно так. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство – возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Художественная, учебная, методическая литература – все можно найти здесь! А книги издательства Эксмо помогут педагогам и родителям ответить на многочисленные вопросы, связанные с вопитанием и образованием детей.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Среди различных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй. И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача:
В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОУ и семьи (это традиционные родительские собрания, консультации и т.д.).
Приступая к работе по реализации ФГОС ДО в новом учебном году, коллектив счёл необходимым поставить главной целью педагогического коллектива – уметь быть адекватными и внимательными к запросам семьи, компетентными в решении современных задач образования, а также организовать деятельность ДОУ по направлению сотрудничества с семьей основывается на следующих принципах:
Но оказалась, что это не так просто. Обе стороны оказались не достаточно подготовленными к такому переходу. Родители из-за отсутствия психолого-педагогической культуры, а воспитатели из-за недостаточного владения знаниями о специфике тех или иных форм общения с родителями и несоблюдением основных требований к их организации.
Мы сталкивались с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй каждый день, час… Как следствие – недопонимание. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих многолетних профессиональных привычек. Но это необходимо делать! Нудные лекции заменять на педагогические гостиные и устные журналы, а бесконечные «заезженные» родительские собрания – на родительские вечеринки, встречи пап и мам и т.п.
Данные проблемы не дают возможности развиваться ребёнку, педагогу, всему учреждению… Если их упустить, не решать, не предпринимать никаких действий, то теряется всякий смысл существования образовательного учреждения, его сотрудников, страдает весь образовательный процесс.
Проанализировав трудности, которые педагогический коллектив испытывал в общении с родителями в предыдущие годы, мы не раз задумывалась как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их детей, как сделать ее успешной. Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество. Наше дошкольное учреждение пошло по пути разработки инновационной структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей.
Обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ проходит по четырем направлениям: диагностико-аналитическое, нормативно-правовое, практическое и контрольно-рефлексивное.
Для оценки эффективности сотрудничества ДОУ с семьей была разработана система критериев и показателей:
Работа по данной модели позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является для руководителя ДОУ отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива — с семьей.
Преимущества модели взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
В-пятых, повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Доказательством эффективности модели сотрудничества ДОУ и семьи служит положительная динамика по разработанным критериям и показателям, упрочившаяся положительная репутация МАДОУ «Детский сад № 211», положительные отзывы от общественности в средствах СМИ. Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Всем детским садам необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы, то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Следовательно, содержание и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться нетрадиционным разнообразием и не может быть единого стандарта, т.к. жизненные задачи диктуют потребность в новых знаниях и практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.
Вывод: эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому родителю, умения заинтересовать неформальными, интересующими родителей приемами общения. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться именно на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на родительские запросы и пожелания.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Удачи Вам на профессиональном пути, успехов при осуществлении взаимодействия с нашими главными партнёрами – родителями воспитанников.
Автор: Гусева Наталья Павловна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Павловна! Спасибо Вам за участие в конкурсе.
Ваша статья больше подходит для вступления к следующей Вашей разработке по этой теме, где можно было бы увидеть, конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на родительские запросы и пожелания.Желаю удачи!
Судя по трём словечкам из сообщения Галины Павловны, она тоже просмотрела материал Альтенгоф Елены Владимировны, размещённый в "Социальной сети работников образования" и отчасти вдохновивший вас,Наталья Павловна, на столь красивые слова для участников конференции. Вот только они ничем не подкреплены: ни конкретными предложениями, ни фотоматериалами.
тема, действительно, важная и актуальная.
А где же сама модель?
выступление интересное, но не несет практической значимости.
Добрый день, Наталья Павловна. Да, Федеральный государственный образовательный станадарт во всех образовательных организациях разного уровня ставит перед педагогическими коллективами проблему поиска путей реализации. Ваш коллектив свой путь определил разработкой инновационной структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей. Здорово! Были ообозначены достоинства, но не сказано о рисках. Я думаю, недостатки данной модели тоже будут иметь место. Я не права? Но саму модель Вы не представили, чтобы опровергнуть мое мнение. Вот в этом и недостаток представленного материала. Удачи в конкурсе.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.