Регистрация

Использование проектной деятельности как формы работы с родителями: из опыта работы педагога ДОУ

  • 18 января 2022

Международные и Всероссийские конкурсы

Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


Я – воспитатель детского сада! Я люблю свою профессию, люблю детей. Что может быть дороже – видеть каждый день доверчивые глаза детей, их милые улыбки, слышать их заливистый смех, постоянный вопрос «А почему?».

Моя работа интересная и увлекательная. Это игры, занятия, творческий рост, постоянный поиск чего –то нового. Работа воспитателя – каждодневный, кропотливый труд, Он первым открывает дверь своим детям в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания.

Работа с детьми предусматривает общение с родителями. Чем теснее налажен контакт с родителями, тем легче понять ребёнка, чувствуя поддержку родителей. Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей.

Но в наш быстротечный век большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического характера. Родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие семья не владеют в достаточной мере знаниями воспитания и личностного развития ребёнка. Родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.

Я часто сталкиваюсь с такой проблемой – как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства?

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно же, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений. Так, согласно положениям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования оно ориентирует на партнерское взаимодействие с родителями. Они становятся активными субъектами образовательной деятельности в рамках реализации образовательной программы (ст. 44 Закона РФ «Об образовании...»)

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

В связи с этим я использую инновационную форму проектной деятельности. Целью которой является объединение усилий социума, семьи и дошкольного учреждения в воспитании гармоничной личности ребёнка и установление доверительных отношений между детьми, родителями, ДОУ. Много было реализовано проектов, но особенно хочу остановиться на следующем.

Всем участникам образовательного процесса было предложено принять участие в проекте «Филимоновское чудо». Тема проекта была выбрана не случайно, она входит в темы годового тематического планирования ДОУ. Родители увлеклись проектом: они принесли литературу, игрушки – свистульки, помогали оформить группу в стиле филимоновской росписи, создании центра народно-прикладного искусства, принимали участие в фольклорном празднике «В гостях у Деда Филимона». Семьи проявили творчество при изготовлении поделок из глины – филимоновские игрушки. Совместно организовали выставку – ярмарку «Филимоновская игрушка – совсем не безделушка».

И хотя проект закончился, дети продолжали проявлять полученные знания: слепили снежную бабу и раскрасили её элементами филимоновской росписи, завели хоровод и спели знакомые им частушки о филимоновских барышнях.

Родители высказали предложение организовать поездку в село Филимоново. Да, поездка была организована весной. Сколько было радости от совместного путешествия! Дети вместе с папой или мамой побывали на родине филимоновской игрушки, в музее филимоновской игрушки, приняли участие в мастер – классе по росписи свистульки, смогли приобрести сувениры. Обратное возвращение домой пролетело быстро. Я, вместе с экскурсоводом и родителями, продумала рассказ: демонстрацию игрушек – тряпичных кукол оберегов. Современные дети познакомились с игрушками детей в старину, узнали о их назначении и вместе с родителями смогли изготовить тряпичную куклу. Интересно было всем.

Этот проект, совместный проведённый выходной день принёс свои результаты. Дети познакомились с русской народной игрушкой Филимонова, поучаствовали в коллективном творчестве вместе с папой и мамой. Родители стали более открытыми с воспитателями. Наши беседы стали носить доверительный характер. Взрослые стали общаться, дружить семьями, делиться опытом семейного воспитания.

Поэтому мы решили использовать выходные, как важный аспект воспитания и развития детей, привлечь родителей к активному участию в жизни своего ребёнка объединив усилия родителей и педагогов. Опирались на статьи закона: «Государственные образовательные стандарты» (статья 5- п. 1.4. п 1.), Конституцию РФ (ст.38), «Конвенцию о правах ребёнка» (статьи 3,5, 18,29, 31), и имея положительный опыт проведения совместных выходных организовать проекта «Выходные вместе».

Использование проектной деятельности как формы работы с родителями.

С детьми старшей группы и их родителями были организованы поездки в музей «Тульские древности»:

  • дети побывали в старинной русской избе, познакомились с семейными обязанностями крестьянской семьи, стали участниками мастер – класса по изготовлению глиняной игрушки;
  • в «Тульский государственный музей оружия»: дети погрузились в героическую историю оружейной Тулы и России на экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности», участвовали в интерактивных играх, активно и правильно выполняли задания»;
  • в «Богородицкий музей железной дороги»: дети и взрослые узнали об истории возникновения железнодорожного сообщения, о первом министре железных дорог, смогли стать пассажирами 19 века, и даже настоящими железнодорожниками, участвовали в сюжетно-ролевой игре «Поезд приближается», которые проходили в выходные дни.

Такие мероприятия послужили укреплению, сплочению коллектива родителей, повышению педагогической культуры родителей (законных представителей), детей и педагогов, возникновению доверительных, уважительных отношений, Воспитанники приобретали знания о культуре поведения в музее, знакомились с историческим наследием своего народа, приобретали знания в области исторического, декоративно – прикладного искусства.

Подходил к концу учебный год. Ко мне пришли дети 4-5лет, сменился и коллектив родителей. Изучая микроклимат каждой семьи (традиции, устои и т.д.), с помощью анкетирования выявив родительские образовательные потребности и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, я решила предложить родителям проект «Выходные вместе», показав им презентации о совместных проведённых выходных днях с детьми, которые ушли в школу, и их родителями. Взрослые были заинтересованы.

Был заключён договор с музеем «Тульские древности» и ДОУ. Этот музей территориально расположен недалеко от нашего детского сада. Работниками музея и педагогами нашего детского сада для детей и родителей была разработана специальная интерактивная программа по изучению истории и культуры Тульского края. Содержания занятий соответствовали возрастным возможностям детей, комплексно - тематическому годовому плану ДОУ. Темы занятий:

  1. «Что нам куклы рассказали?» (Из истории возникновения тряпичной куклы).
  2. «У бабушки в гостях» (О старинной русской избе, о семейном укладе).
  3. «В гостях у Деда Мороза» (История появления Деда Мороза).
  4. «А посуда у бабушки разная» (Об укладе жизни в старину. Об обязанностях каждого члена семьи. О посуде, о кухонных принадлежностях).
  5. «Широкая Масленица».
  6. «У бабушки во дворе» (О домашних животных, уход за ними, их необходимости).
  7. «Игра…Игра!!!» (К нам скворушки летят).
  8. «День рождение бабушки».

Хочется отметить, что происходит тесное взаимодействие педагогов с родителями, сотрудниками музеев, с детьми, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Придя в детский сад, дети делились впечатлениями, рассказывали о том, что они видели, в каких играх участвовали, что нового интересного узнали. Дети стали активны в общении, научились слушать и понимать речь, легко стали входить в контакт с детьми и педагогами, а также старались последовательно выражать свои мысли.

Воспитатели в сотворчестве с родителями организовывали фотовыставки, презентации. Выставка семейных работ: «Игрушки моей бабушки». Семья Шуниных, Семёновых, и Абрамовых принесли старые куклы своих бабушек, а семьи – Шагуновых, Волковых и Денисовых совместно с детьми смастерили тряпичных кукол – Тульскую барыню, куклу – колокольчик, куколку на пальчиках. Педагоги рассказали о назначении этих кукол. Детям было очень интересно.

Таким образом дети и родители отражали свои впечатления от совместного отдыха в поделках, рисунках, разными средствами изобразительной деятельности.

Конечно же, одни родители принимают активное участие в совместных мероприятиях, а другие желают оставаться в стороне. Мы ненавязчиво рассказывали о пользе нашей работы для развития их детей, показывали результаты наших мероприятий, предлагали поучаствовать в выставках. Постепенно родители вовлекались в жизнь детского учреждения, своего ребёнка.

Итог тому следующий: семья Якушиных стали постоянными участниками совместных выходных, активно участвовали в выставке творческих работ «Новогодняя феерия»; семья Мальцевых – организовали мастер класс совместно с педагогами «Ох, блины, блины, блиночки!», подготовили видеофильм о совместном приготовлении блинов по старинному русскому рецепту, раздали родителям рецепты их приготовления, как итог посещения занятия по теме «Широкая Масленица».

Родители стали активнее включаться в жизнь ДОУ, брать на себя приоритетную роль в воспитании детей.

Мы подружились с семьями наших воспитанников. Отношения стали более доверительными и открытыми, прозрачными. В конечном счете, можно отметить, что проект «Выходные вместе» способствовал установлению взаимопонимания, доверия, уважения между всеми участниками.

Материал подготовила Алексеева Любовь Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории, г. Тула.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 18 января 2022
  • 372
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!