Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Проведение мастер-класса с родителями на тему «Развитие любознательности» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка, фото).
Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.
Свою работу я направила на развитие любознательности и формирование исследовательских навыков детей. Для информирования родителей провела мастер-класс, на котором была возможность: подчеркнуть ценность этих качеств; обратить внимание на этапы их развития; замотивировать на дальнейшее сотрудничество. Атмосфера была теплой и непринуждённой, упражнения позволили каждому принять активное участие, прочувствовать, поразмышлять и убедиться, что обучение может быть познавательным и увлекательным одновременно.
Возраст детей: средняя группа ДОУ.
Цель: знакомить родителей с этапами формирования любознательности у детей, развивать доверительные отношения.
Материалы: проектор, сюжетные картинки, песочные часы, колокольчик, листы бумаги, ручки.
Уважаемые родители! Особенное внимание в своей работе я уделяю развитию любознательности у детей. Результаты анкетирования позволили мне сделать вывод, что вы осознаёте ценность этой черты характера. Каждый ребёнок от рождения творец и исследователь. Творчество есть квинтэссенция исследовательского поведения. И именно сейчас наши дети находятся на переходном этапе от любопытства к любознательности. Чего мы можем добиться совместными усилиями?
Предполагаемые результаты:
1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Обучение в радость. Любовь к знаниям.
2. Задает вопросы сверстникам и взрослым, любит экспериментировать. Положительное межличностное общение.
3. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). Мыслит креативно, принимает решения.
4. Умеет искать нужную информацию, излагать её. Имеет опыт презентации своих трудов.
Вы заинтересованы? Высказывания родителей: предложения, опасения. Итак, чем вы, как главные учителя в жизни ребёнка, можете помочь? Давайте познакомимся с тремя этапами формирования исследовательского поведения.
Этап 1: Формирование умения видеть проблему Именно умение видеть проблему в совершенно обычных вещах рождает вопросы. Сформировать это умение можно с помощью упражнения «Мир чужими глазами».
Задача: посмотреть на предложенную ситуацию с разных сторон. Объединение родителей в три команды. На размышление 3 минуты.
Ночью прошёл дождь из маленьких жёлтых цветочков, какими будут последствия? (Кому хорошо, кому плохо?) Золотая рыбка выполнит три желания каждого человека на земле, какими будут последствия? (Кому хорошо, кому плохо?) Два дня шёл обильный снегопад, какими будут последствия? (Кому хорошо, кому плохо?)
Этап 2: Умение задавать вопрос. Упражнение «Спроси меня». Картинки.
Задача: запомнить как можно больше предметов и действий, задать вопрос, на который не сможет ответить ни один из членов команды.
Родители объединяются в две, три команды (в зависимости от количества человек). Каждой команде даётся сюжетная картинка, время для запоминания 1 минута, затем картинки меняются местами. Поощряются предположения: «Как зовут мальчика? Откуда он пришёл?» и т.д. Поочередность ответа команд определяет жребий.
Этап 3: Поиск информации. УРА! Ребёнок проявляет любознательность. Пришла пора научить искать информацию. Как и где это можно сделать? Ответы родителей.
Презентация слайдов с карточками способов поиска информации по Савенкову А.И. Упражнение «Ищем ответ.
Задача: выбрать способ поиска информации. (Наблюдение, эксперимент, спросить у взрослого, интернет, телевизор, энциклопедия).
Как греют батареи? Почему луна то круглая, то кривая? Почему дует ветер?
Подведение итога, выводы. Экскурсия в «Центр познания».
Спасибо за Ваше внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Автор: Арнаутова Анна Васильевна, воспитатель, 1 категория, ЦРР «Дс Белоснежка», педагогический стаж 5 лет, Россия, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ, город Дудинка.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте,Анна Васильевна!Очень похвально,что Вы,имея сравнительно небольшой стаж работы, готовы к проведению мастер-класса.Но! мастер-класс - это
"– это особая форма демонстрации педагогом своего профессионального мастерства.
– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой совершенно новый оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
- это «изюминка», которую можно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;
Ознакомившись с представленной Вами работой,я пришла к выводу,что ни изюминки,ни особой формы демонстрации профессионального мастерства,ни нового оригинального метода или авторской методики здесь нет.Что есть?Консультация для родителей.О ней и будем вести речь:
1.Уместно ли было использование Вами столь многозначного слова "квинтэссенция" в беседе с родителями?
2.Соответствует ли возрасту детей предлагаемое Вами упр-ие "Мир чужими глазами"?
3. "Умение задавать вопрос" - упражнение "Пойди туда,не знаю куда.."Зачем здесь делать акцент на то,чтобы невозможно было ответить на вопрос?Как это помогает учиться задавать вопросы?Я представляю - знакомимся в классе,например,с р.н.с."Теремок". Задание:"Задай вопрос по содержанию". Вова задаёт:"Лес какой породы использовали при строительстве теремка?" Маша :"Сколько зёрен съела мышка в этот день?". И что дальше?
Очень хотелось бы узнать о подведении итогов и о выводах! Ну и узнать - что за "Центр познания",в который Вы совершили экскурсию.Буду ждать ответа!
Здравствуйте, Любовь Владимировна. Благодарю за Ваш интерес и конструктивную критику. По поводу оригинальности замечу: "Всё новое - хорошо забытое старое". Попробую дать исчерпывающий ответ:
1) Да. Я беседовала с образованными и заинтересованными людьми.
2) Моей задачей было обратить внимание родителей на то, как это интересно порассуждать в компании сверстников, как важно умение слышать друг друга, рассказать какие мысленные эксперименты проводят их дети, что они способны на это.
3) Я понимаю о чём Вы говорите, но... Две команды у них одинаковые картинки, задача: "Задать вопрос", проиграет та команда, которая не сможет ответить. Детям нравиться домысливать сюжет, одни задают "каверзные" вопросы, вторые проявляют смекалку, что в этом плохого? Можно сузить направление, задавать только математические вопросы, каждый раз по разному.
Итоги подводили сами родители, предлагая свою помощь (нам не хватает пипеток и прозрачных банок), со смехом вспоминая свои детские эксперименты, сделали вывод, что интуитивно действовали верно, поощряя в ребёнке любознательность. "Центр познания" находится в группе, там мы посмотрели "Альбом для любопытных" (подборка фотографий: рыба-капля, огромная луковица, ландшафт напоминающий профиль человеческого лица и т.п.), содержание "Сокровищницы" ("блестяшка" найденная в коридоре, бантик от чьих то сандалий, пластмассовая бусинка), вспомнили смешной случай как воспитанник решил рассмотреть диск в микроскоп и был поражён количеством пыли. Ключевой стала фраза: " Я и забыл как это - быть ребёнком", поэтому я была удовлетворена результатом этой встречи. Как то так. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ещё раз спасибо!
И Вам спасибо,что ответили.По пунктам:
1.Приятно удивлена,что в Дудинке со сравнительно небольшим количеством населения столько много столь образованных родителей... хотя не верю этому абсолютно.
2.Я и говорю - судя по Вами поставленными задачами и предложенным упр-ем:это консультация,а не мастер-класс.
3.Главное - не что здесь плохого,а какое отношение это имеет к данной работе? Ну вот задавали-задавали они эти вопросы,и что дальше?
Ну и что касаемо мастер-класса - мне кажется,Вы и сами поняли,что "В огороде бузина..."
А ещё мне кажется,было бы интереснее представить Ваш "Центр познания". Это действительно "изюминка".
Спасибо,что ответили!Удачи! в том числе и в мастер-классах!
Уважаемая Анна Васильевна. Вы совершенно правы- кто не ищет, тот не найдет. У вас интересная идея работы с родителями, вовлечение их в работу и творчество. Однако, конечно, это не мастер класс. Но у вас впереди еще столько времени! Удачи Вам и творческих находок!Спасибо за работу.
Спасибо за тёплые слова. Очень понравилась ваша работа "Мы вместе!"
Здравствуйте, Анна Васильевна. Ваша работа для меня была интересной. Поскольку,много времени тоже уделяла теме по развитию у старших дошкольников познавательного интереса к исследовательской деятельности. И как важно, найти поддержку со стороны родителей. Поэтому предложенный вами вариант, назовём его всё таки- консультация с практической деятельностью, очень интересна. Конечно, было бы интересно увидеть фото "Центра познания", консультации с конкретными рекомендациями для родителей (скажем, опыты и эксперименты в домашних условиях). Видно, что работа в данном направлении ведётся, значит вы увидите хорошие результаты. Желаю Вам успехов!
Спасибо, за идею следующей работы. Я ранее представляла наш "Центр познания", теперь мне ясно, что необходимо многое конкретизировать. Очень сложно работу выложить на бумаге, часто всё происходит случайно, идёт от желания детей. Я понимаю, что педагог обязан всё планировать, но в этом направлении испытываю сильные затруднения.
Уважаемая Анна Васильевна! Спасибо за интересный познавательный материал!Я тоже ищу разнообразные методы работы с родителями воспитанников, тем более сейчас с новыми стандартами, где родители и ДОУ равноправные партнеры воспитания и развития деток, согласно возрасту и индивидуальным способностям. Мне кажется, что для среднего возраста задания сложноваты. Упражнение «Мир чужими глазами» я знаю, как игру "Данетки. Дискуссия" Соглашусь с коллегами, что данный Вами материал, скорее всего, консультация. Мастер - класс имеет другую схему построения.Я могу предложить Вам ознакомиться с методической литературой "Развитие творческих способностей детей 5 - 7 лет" Автор - составитель С. Г. Королева. Несмотря на указанный возраст, в более легкой форме, использую и в работе с трехлетками. Все равно ВЫ большой молодец! "Дорогу осилит идущий" Удачи Вам и самосовершенствования!
Здравствуйте, моей задачей было заинтересовать родителей, поэтому и задания такие. Я уже поняла, что просто неверно подала материал. Благодаря всем Вам, получила опыт:) Спасибо за книгу, я это очень ценю. Поиски в интернете не увенчались успехом, если у Вас есть в электронном виде, отправьте, пожалуйста на адрес an.arnautova2012@yandex.ru.
Отличные фото, придают работе особый "педагогический" колорит, удачи!
Уважаемая Анна Васильевна! Спасибо за интересный познавательный материал!Я тоже ищу разнообразные методы работы с родителями воспитанников, тем более сейчас с новыми стандартами, где родители и ДОУ равноправные партнеры воспитания и развития деток, согласно возрасту и индивидуальным способностям. Мне кажется, что для среднего возраста задания сложноваты. Упражнение «Мир чужими глазами» я знаю, как игру "Данетки. Дискуссия" Соглашусь с коллегами, что данный Вами материал, скорее всего, консультация. Мастер - класс имеет другую схему построения.Я могу предложить Вам ознакомиться с методической литературой "Развитие творческих способностей детей 5 - 7 лет" Автор - составитель С. Г. Королева. Несмотря на указанный возраст, в более легкой форме, использую и в работе с трехлетками. Все равно ВЫ большой молодец! "Дорогу осилит идущий" Удачи Вам и самосовершенствования!
Немного не соглашусь с Вашим высказыванием, Ирина Васильевна. "Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ". Такое ощущение, что до внедрения ФГОС семьи воспитанников вообще не участвовали в жизни детского сада.
Очень иттересный материал для проведения родительского собрания. Воспользуемся Вашими наработками. Спасибо. Удачи Вам и 5.
Уважаемая, Анна Васильевна!
Здорово, что Ваши родители проявляют интерес!
Здорово, что Вы с ними проводите очные консультации.
Здорово, что взаимодействие с родителями налажено и носит не формальный характер.
Да это не совсем мастер-класс, хотя добавив авторскую игру и "поиграв" в нее с родителями либо провели вместе с ними эксперимент мы были бы очень рядом. Интерес это и есть двигатель ко всему новому и неизведанному. Вы и Ваши родители на верном пути!
Желаю Вам творческого вдохновения и удачи в конкурсе!
Уважаемая, Анна Васильевна! От всей души поздравляю Вас со званием лауреата. И снова повторю - кто ищет , тот найдет. Творческих находок и профессиональных достижений. Удачи!
Я удивлена! Шокирована! Меня переполняют эмоции! СПАСИБО!
Анна Васильевна, поздравляю со званием лауреата конкурса! Желаю новых педагогических идей!
Уважаемая, Анна Васильевна! Поздравляю Вас! Приятно, когда человек, искренне любящий свою работу, получает заслуженную награду !Хочется пожелать Вам продолжать эту очень нужную работу! Удачи!
А как не продолжать? Самой интересно. Не ожидала, очень рада. Спасибо за поддержку, я Вас ещё удивлю!
Поздравляю!!!
"... ДАВАЙТЕ УДИВЛЯТЬСЯ ЧУДЕСАМ,РАСПАХНУТОГО СЕРДЦА НЕ ЖАЛЕЯ!.."
Поздравляю с победой! Замечательная и актуальная работа, желаю дальнейших успехов и побед!