Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ, является повышение педагогической компетентности современных родителей, потому что он, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности и может оказывать им необходимую помощь в воспитании.
В практике работы ДОУ сложились формы работы с родителями по повышению их родительской компетентности, но в большинстве своем направлены на информационную составляющую компетентности, на преобладание монологической ориентации в общении педагогов с родителями (Доронова Т.Н. и др.).
Решение данной проблемы было найдено в использовании нетрадиционных форм, которые способствуют установлению более тесных доверительных контактов между педагогами, детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья».
На достижение цели - повышения педагогической компетентности родителей путем использования нетрадиционных форм - направлены следующие задачи:
Новизна опыта работы заключается в организации новых форм взаимодействия с родителями, в том числе авторских, в содержании досуговых мероприятий (авторская разработка сценариев совместных праздников, походов).
В основу работы положен авторский алгоритм взаимодействия воспитателя и семьей:
1 этап: ознакомительный. Налаживание контактов с семьями воспитанников осуществляется через индивидуальные беседы. Наблюдения, опросники и тесты Е.П. Арнаутовой, С. В. Глебовой помогают увидеть отношение родителей к своему ребенку, узнать об их педагогических возможностях, выявить мнение родителей по вопросам развития ребенка, их стиле воспитания, уровне педагогических знаний.
2 этап: индивидуальная работа. Осуществляется в виде доверительной беседы, рекомендуемых статей по педагогике и психологии. Стенгазеты с материалами о семейных увлечениях («ЗОЖ моей семьи» и др.) направлены на ознакомление с опытом семейного воспитания и традициями семьи.
3 этап: интегративный. Осуществляется через различные формы взаимодействия.
Фотоальбом «Моя дружная семья». В нем есть своя «семейная» страничка у каждого ребенка, она дает детям возможность, находясь в детском саду, быть ближе к своей семье.
Интегрированные праздники и развлечения (роли играют родители), совместные походы на природу направлены наразвитие умений у родителей общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками, правильной организации детских праздников, семейного досуга, помогают сплотить детско-родительский коллектив группы.
Тематические конкурсы и выставки помогают сплотить семьипутем создания совместных творческих поделок.
Авторские формы работы:
Индивидуальный семейный досуг с выходом в семью ребенка проводится по приглашению родителей, направлен на выявление социальных условий жизни, особенностей и решения проблем конкретной семьи. Продуман алгоритм подготовки и проведения семейного досуга.
«Музей одной семьи» представлен в виде стенгазет «Мир наших увлечений», различных выставок, родословных, фоторепортажей семьи «Как строили дом» и др.
Выставка «Очень умелые ручки», ее участниками является одна конкретная семья и представляет свои увлечения: изготовление игрушек из дерева и др.
4 этап: рефлексивный. Родители самостоятельно составляют сценарии, организуют праздники, снимают фильмы и делают презентации о жизни группы, о прошедших мероприятиях, проводят мастер-классы (изделия из соленого теста и др.).
5 этап – перспективный. Совместное планирование мероприятий.
Такая система работы дает возможность повысить педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим.
Автор: Огородова Елена Владимировна, МКДОУ д/с № 16 «Малыш» г. Омутнинска Кировской области, стаж педагогической работы 26 лет. Победитель конкурсного отбора лучших педагогических работников областных и муниципальных учреждений Кировской области в номинации «Лучший воспитатель» в 2013 г., победитель II (муниципального) этапа конкурса «Учитель года Кировской области - 2012» в номинации «Воспитать человека».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Владимировна, огромное спасибо за представленный материал. Есть, действительно, идеи о которых слышу впервые: индивидуальный семейный досуг и др.. Жаль вы опоздали с публикацией, ваша работа обязательно была бы в лауреатах. Молодцы. Вы не написали свою должность, поэтому мне кажется, что работа коллективная.
Интересные новые идеи, Елена Владимировна,есть чему у вас поучиться. 5.
Уважаемая Елена Владимировна, в своей работе вы затрагиваете одну из важных задач, стоящих перед педагогом ДОУ и самую, наверное, трудную, так как порой «раскачать» некоторых родителей – ох, как нелегко! Казалось бы, что можно ещё придумать нового оригинального в работе с родителями? Но вы представили нам интересные формы. Очень понравились новые формы работы: индивидуальный семейный досуг с выходом в семью ребенка, совместные праздники с родителями, где последние играют роли и другие. Опыт работы замечательный и рассказали вы о нём хорошо. Не хватает яркого визуального сопровождения, которое можно оформить в презентацию. Семь фотографий я считаю, всё-таки, это мало, они очень мелкие. Почему бы не поместить одну фотографию на слайд? Чем больше приложено фотографий (если есть такая возможность), тем больше проникаешься темой материала, понимаешь, о чём идёт речь и убеждаешься, что это не «голая» статья со словами, а практическая работа, накопленный опыт… Ваша конкурсный материал мне понравился. Спасибо! Ждём новых работ.
Уважаемая Елена Владимировна. К сожалению вы представили работу очень поздно. Но лучше поздно, чем никогда. Думаю коллегам будет интересно познакомиться с вашим опытом. Спасибо за работу.