Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»
«Формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» (из опыта работы)
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Свою работу в течении года я проводила в исследовательском уголке «Архимеды».
Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформила материал для исследований, доступную для детского экспериментирования картотеку, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование с воздухом «Невидимка среди нас», с песком «Рисование песком», водой «Капельки», с солнечным светом «Лучик золотой», с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Пополнила энциклопедиями «Космос», «Наука для детей», «Первооткрыватели».
При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения для детей.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов уголке меняю в соответствии с планом работы по данной теме.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала занятие с элементами экспериментирования «Мы – капельки». Через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.
Мною были разработаны консультации «Почемучки и любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте«Зачем повару математика?».
На организационном этапе я разработала план работы с детьми и родителями, провела индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей узнать новое о профессии повара.
На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.
Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?
19 родителей (63%,) приняли участие в данном проекте. Принесли книги и буклеты для оформления выставки «Традиции национальной кухни», для исследования кислотности овощей и фруктов индикаторную бумагу, манную крупу и соль, для изобразительной деятельности «Снегири» и «Баранки», участвовали в презентации проекта «Чудесные фигурки».
Такая форма работы способствовала вовлечению родителей в образовательный процесс. Я считаю, что благодаря участию в проекте родителей у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.
Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.
Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, в начале февраля предложили родителям консультацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и, учитывая индивидуальные особенности детей, их интерес, активность, я разработала для каждой семьи познавательные опыты и эксперименты.
86% родителей участвовало в проведении данной работы с детьми. Интересные газеты о своих домашних питомцах и рыбках подготовили вместе с детьми семья Киреевой Вики – «Говорящий попугайчик Кузя», семья Алишера Сагадиева – «Аквариумные рыбки», семья Данила Гринько – «Черепаха Чип», семья Петровой Вики – «Наши хомячки». Видеоматериалы по проведению опытов дома предоставили семьи: Караевой Сабины (опыт с разбегающимися палочками), Колотова Даниила (смешивание разных жидкостей), Сороченко Кати (секретные чернила).
Всю проведенную работу, все опыты ребята просмотрели в записи на слайдах в группе. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Конечным этапом по реализации данного проекта стала тематическая выставка «Экспериментируем дома». Итог работы оказался положительным.
Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.
Список использованной литературы
1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2005.
3. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, №
5. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
Автор: Григорьева Татьяна Николаевна, воспитатель высшей категории, Детский сад №4 «Берёзка», г. Екибастуз, Республика Казахстан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Николаевна, получите первую 5 за интересный материал, есть что добавить в свои "копилки", спасибо и удачи вам в конкурсе!!!
Спасибо, за ваше внимание. Рада, если вы нашли для себя что-то нужное и интересное.
Уважаемая Татьяна Николаевна. Прекрасное обобщение опыта. Все логично, четко, ясно. Интересна идея "Звездочета". Вам удалось организовать родителей, это видно на фотографиях. Спасибо за работу. Удачи!
Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за интересный опыт работы. Я считаю, что поисково-исследовательская деятельность является одной из важнейших в работе с детьми. Вы представили интересное направление в этой деятельности с привлечением родителей – экспериментальная деятельность дома. Интересный опыт работы, с новыми формами, выводами и диагностикой. Яркий фотоматериал в презентации. А если б ещё приложили для практической значимости вашей работы консультацию или конспект экспериментирования – совсем было бы замечательно. Спасибо за участие в конкурсе.
Татьяна Николаевна, много интересного почерпнула из вашей работы, спасибо! Такое мы ещё не пробовали: побудить родителей экспериментировать с детьми дома! Это с вашей стороны кропотливая работа. Молодцы!
С большим интересом прочитала вашу статью из опыта работы. Я тоже занимаюсь с малышами 5-6 лет поисково-исследовательской работой, проводим конференции, где дети защищают свои проекты перед большой аудиторией, но, в отличие от вас, у меня нет возможности заниматься опытнической работой, а у вас это здорово получается. Спасибо. Попробую добавить этот этап в свою программу.
Спасибо, за отзывы моей работе. Хочу сказать, что данная тема для меня очень интересна. У меня есть и прекрасные конспекты по экспериментированию, разработаны консультации для родителей, мы защитили проект с элементами опытов и исследований. Нашу работу с желанием поддержали родители. Участие в данном конкурсе для меня уже большой успех!
Значимая, современная, методически обоснованная работа по интересной теме исследования, удачи!
Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за работу! Формирование поисково-исследовательских навыков-один из сложных форм работы с детьми, тем более в ДОУ. Вы вполне хорошо справляетесь, оформлен материал грамотно, хорошее визуальное сопровождение. Удачи!
Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за интересный опыт работы.Поисково-исследовательская деятельность является одной из важнейших в работе с детьми. Вы заинтересовали родителей – экспериментальная деятельность дома. Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей , виден интерес родителей. Поисковая деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс от этого становится плодотворным и интересным. Удачи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.