Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности
родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.
В.А. Сухомлинский
Методическое пособие является одним из содержательных компонентов в структуре учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста, при условии родительского взаимодействия, способствующего раскрытию и воспитанию творческой личности ребёнка. Практическая значимость данного пособия заключается в том, что я не только систематизировала и обосновала свой художественный опыт, но и показала возможности практического использования основ родительского взаимодействия в раскрытии способностей и обогащении творческого опыта детей дошкольного возраста.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Родителям и педагогам необходимо заметить, выделить интересы ребёнка, его тягу и способность к тому или иному виду деятельности и создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей.
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» – плохая опора для следующего.
Известный советский скульптор С.Г. Коненков говорил:«Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни».
Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований о том, что семья оказывает значительную помощь детскому саду в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.
В связи с этим, в настоящее время появилась возможность организовать в дошкольном учреждении совместную работу музыкального руководителя с родителями, ведь музыкальное воспитание оказывает разностороннее влияние на ребёнка от рождения до 7 лет.
По моему мнению, в совместной работе с родителями, их необходимо увлечь и заинтересовать жизнью детского сада. В процессе проведения праздников и развлечений вместе с родителями, хотелось бы отметить их активное участие в изготовлении костюмов для детей и себя, игровых действах, участия в хороводах, танцах по показу героя, в исполнении песен и даже по ходу инсценируют сказки, в исполнении стихов. Вместе с родителями мероприятия проходят весело, каждому ребенку хочется показать то, чему он научился на музыкальных занятиях, и родители демонстрируют детям то, что они умеют, сравнивают себя с детьми и остаются очень довольными.
Занятия проходят в игровой форме, при совместном участии родителей, ребенка и педагога. Мы играем с детьми, и в процессе игры стремимся мягко и ненавязчиво вложить в ребенка необходимые навыки и знания, сформировать внимание и интерес к музыке, развить элементарные музыкальные способности и освоить некоторые исполнительские навыки.
Дети учатся воспринимать музыку (в том числе в живом исполнении взрослых: родителей и педагога), положительно реагировать на нее.
Знакомятся с различными музыкальными инструментами и учатся навыкам совместной игры с другими детьми и взрослыми в шумовом оркестре.
В процессе занятия проходит работа с фонемами, слоговой системой, проводятся забавные и доступные музыкальные игры с движением, ритмические игры, игры-хороводы, песенки-звукоподражания, жестовые игры, пальчиковые игры, массажная музыкальная гимнастика.
Если музыкальный руководитель в своей работе с родителями будет использовать такую форму работы, как совместные занятия детей и родителей, то родители передадут свой опыт детям, и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.
Автор: Булыгина Светлана Александровна, музыкальный руководитель, первая квалификационная категория, МАДОУ ДС КВ № 1 «Сказка», г. Мегион, ХМАО - Югра. Педагогический стаж работы 14 лет. Диплом за 2 место в муниципальном конкурсе «Воспитатель года – 2012».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Александровна!Главная задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Вы с этой задачей справляетесь. Хотелось бы уточнить, вы назвали свой материал, методическим пособием, то есть рекомендуете его для других. А результаты еще только ожидаемые или есть и реальные?
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Да, так оно и есть, мой материал называется методическим пособием, я его не однократно представляла на ГМО музыкальных руководителей. Результаты уже есть и реальные. Я работаю по нему не первый год. Спасибо за Ваши комментарии.
Уважаемая Светлана Александровна! О музыкальных совместных занятиях детей и родителей читать ещё не приходилось. Наверное, это интересно и полезно. Особо хочу отметить представленное Вами методическое пособие: подробное, всестороннее, готовое к применению. Удачи Вам !
Светлана Александровна, от меня твёрдая 5! Прекрасная, интересная работа. Понравилось, что Ваше методические пособие затрагивает не только музыкальное развитие, но и другие сферы. Так держать!