Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи мастер-класса:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Фото 1. Мамы во власти процесса...полны идей и интереса!
3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Фото 2. Топ...топ...не легки в пробках первые шаги!
4. Пальчиковая гимнастика.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?
Яблоко! А ещё?
5. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!
Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Фото 3. Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!
Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Литература:
Автор: Нистратова Наталья Александровна, педагог-психолог II квалификационной категории МБДОУ детский сад № 37, г. Новочеркасск. Стаж работы 11 лет, из них 6 лет – в должности заместителя заведующего по ВМР.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательный практический материал для работы с родителями по сенсорному развитию ребенка. Приглашаю Вас познакомиться с моим опытом по данной проблеме. Спасибо! Пять!
Добрый вечер, Светлана Александровна, огромное спасибо за комментарий, а главное за интерес к моей работе. Хорошо когда есть возможность вот так обменяться опытом, советом и добрым словом.
Уважаемая Наталья Александровна! Доступная , обучающая для родителей информация.Фотографий маловато, и на них присутствует только одна мама. Творческих успехов Вам!
Ирина Владимировна, спасибо за добрые слова, а главное за оценку работы, для меня очень важно, чтобы информация была не только нужной и обучающей, а одним из критериев не менее значимых - доступной... главное ведь, чтоб нас не только слышали, но и понимали.
А что касается фотографий, то пыталась выдержать условия конкурса и регламент количества фотографий "не более 3". Это мой первый опыт публикации, спасибо доченьке, она в этом году стала победителем конкурса "Волшебное перышко" в своей возрастной категории и меня "подтолкнула" попробовать и свои силы. Вот такой творческий дебют. Мы дошкольники практики и мне показать гораздо легче, чем все это потом описать...в изложении теряется эмоциональный фон и тот позитив, который дарят родители, когда играют в детские игры, даже не понимая, что учатся.
Уважаемая Наталья Александровна! Да, родителей надо учить тому, чем можно заняться с детьми дома, когда есть свободное время. Я использую Ваши предложения в игре с внучкой! Успехов!
Здравствуйте, Ирина Николаевна, спасибо за отзыв и комментарий к моей работе, очень буду рада, если Вашей крошке понравятся эти игры.
Интересные задания для мастер-класса! Материал простой -опять же с помощью родителей можно собрать и их же научить, что с ним надо делать. Наталья Александровна, Вам 5 звёзд! Заходите ко мне на страничку.
Елена Ивановна, спасибо огромное, все великое начинается с простого и родителей этому надо научить, ведь без них мы тоже "далеко не уедем", здесь я с Вами согласна, а такие формы работы, когда они словно дети сами выполняют задания действенны на все 100! Еще раз спасибо и творческих вам успехов, обязательно зайду к Вам на страничку.
Уважаемая Наталья Александровна, хороший материал для конкурсной работы, но до идеальной конкурсной работы не хватает презентации с фотографиями данного мероприятия, без них как-то пусто и не создаётся впечатление успеха от вашего мероприятия... Хотя, не сомневаюсь, что успех был. И позвольте с Вами не согласиться по поводу того, что "в изложении теряется эмоциональный фон и тот позитив, который дарят родители, когда играют в детские игры..." Смотря как изложить, вот фотографии как раз и дают тот эмоциональный фон... Удачи Вам!
Добрый вечер, Ирина Викторовна, спасибо за добрые слова и такие ценные и важные советы, обязательно учту Ваши предложения в дальнейшей работе.
Наталья Александровна, у Вас получилась интересная работа, многое возьму себе на заметку и в свою личную копилку. Понравилась сама форма организации, так непосредственно и просто, и так действенно. Удачи Вам и новых работ!
Уважаемая Наталья Александровна! Спасибо большое за замечательный материал. На днях у меня будет проходить родительское собрание для родителей подготовки в школе. посоветую Вашу работу, как настольный материал. Часто родители в 1-м классе заставляют по 100 раз переписывать "некрасивые" крючочки и палочки, вместо того, чтобы заняться развитием мелких мышц руки. Замечательное занятие. Спасибо.
Дудаева Татьяна Андреевна
Татьяна Андреевна, для меня, как педагога очень значимо Ваше мнение. Спасибо Вам что нашли время заглянуть в наш дошкольный мир, хотя мы действительно связаны с начальной школой, буду рада, если опыт моей работы будет полезен и Вашим первоклассникам.
Настоящий мастер-класс! Обязательно воспользуюсь вашими материалами. Примите заслуженную 5! Жду в гости у себя на страничке.
Спасибо Светлана Николаевна за интерес проявленный к моей работе.
Уважаемая Наталья Александровна. Очень интересный мастер класс. Простой и доступный для родителей. От меня 5. Приглашаю познакомиться с моим опытом.
Наталья, замечательный мастер класс. Очень полезный материал для педагогов и родителей. Большое спасибо. Желаю вам победы в конкурсе.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!