Регистрация

Семейная гостиная «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук»

  • 8 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Работа с родителями»

Проведение семейных гостиных в детском саду –  одна из форм работы с родителями, которая позволяет организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Встреча направлена на ознакомление с приёмами  развития мелкой моторики рук в домашних условиях и с целью преодоления  речевого недоразвития. Представляю сценарий встречи с родителями и детьми в «Семейной гостиной».

Участники: педагоги, родители и дети старшей логопедической группы «Речецветик».

Тема: Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.
  2. Практическое занятие: Провести с родителями и детьми игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях (использовать видеосюжет «Самомассаж  ладони и пальцев  рук»).
  3. Обсудить опыт работы по развитию мелкой моторики в семьях воспитанников.

Ход встречи:

I часть – теоретическая.

Введение в тему (презентация в слайд-шоу): Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора.

Сочетание ритмичных движений с речевым сопровождением создаёт благоприятные условия для сенсомоторного развития, так как в работу включаются несколько анализаторов – речедвигательный, речеслуховой, кинестетический. Дети с интересом повторяют несложные стихи, сопровождающие движения рук (видеоролик: «Самомассаж», «Пальчиковая гимнастика»).

Кроме пальчиковой гимнастики, очень полезны различные настольные игры – мозаика, шнуровка, пазлы, пирамидки, игры в сухом, наполненном крупой или песком, бассейне, позволяющие снять мышечное напряжение, активизировать биологически активные точки на ладони, а также развивать ловкость пальцев.

Существует много различных игровых пособий для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: это всем хорошо знакомая мозаика, пирамидки, кубики, конструктор, шнуровки, различные мячи, ведёрки с фигурными вырезами, раскраски. Сейчас мы с Вами вместе попробуем проиграть с предметами которые можно использовать в домашних условиях.

II часть – демонстрационная.

Мастер-класс для родителей от детей:

Самомассаж  ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Ежиха и ежонок»: на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

  • Гладила мама – ежиха ежат:
  • «Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж  подушечек пальцев: большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

  • Вырос  у нас чесночок, (указательный)
  • Перец, томат, кабачок, (средний)
  • Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
  • Лук и немного горошка. (мизинец)  
  • Овощи мы собирали, (мизинец)
  • Ими друзей угощали, (безымянный)
  • Квасили, ели, солили, (средний)
  • С дачи домой увозили. (указательный)
  • Прощай же на год, (большой )
  • Наш друг – огород! (большой)

Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

  • Кусается сильно котёнок – глупыш,
  • Он думает: это не палец, а мышь.
  • Но я же играю с тобою, малыш!
  • А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Разминка «Два баран на мосту»: гимнастика в парах (речь с движениями). 

III часть – практическая.

Разделение на две команды с помощью шариков из сухого бассейна по принципу «Чудесный мешочек».

Игры-соревнования в командах:

Игра 1. Золушка.

  • Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: 1 команда перебирает рожки и горох, 2 команда перебирает фасоль и ракушки

Игра 2. «Крышечка повернись – крышечка открутись».

  • Для каждой команды по 6 бутылок (общее количество бутылок – 12 штук). Инструкция: бутылки расставлены на расстоянии 1 метра друг от друга по прямой, одни участники команды откручивают крышки, другие, на втором этапе, закручивают.

Игра 3. «Поиски клада».

  • Инструкция: две банки наполненные крупой (пшеном), один из команды вытаскивает один предмет («Киндер-сюрприз»). Какая команда  быстрее отыщет весь клад.

Игра 4. «Игра в снежки».

  • Инструкция:  две корзины, бумага формата А4, необходимо смять лист (слепить снежок  и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

Игра 5. «Пирамидка».

  • Инструкция: чья команда быстрее соберёт свою пирамидку?

Игра 6. «Брёвнышки». 

  • Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы отщипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание и другие.
  • Инструкция: У каждой команды заготовлено одинаковое количество кусочков пластилина, задача команды: быстрее своих соперников раскатать колбаски или бревнышки.

Игра 7. Эмблема группы «Речецветик» из разноцветных ладошек.

  • Инструкция: Заранее заготовлены силуэты детских ладошек из листа ватмана. Взрослые выбирают «ладони» своих детей и вместе с ребёнком раскрашивают их в разные цвета. Затем наклеивают на заготовку цветка.

IV часть - итоговая.

Обсуждение предложенной темы.

А сейчас предлагаю каждому рассказать:

  • Какие игры есть у вас в доме для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук?
  • Делаете ли вы с детьми поделки дома, и из каких материалов?

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.
  2. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М.; СПб., 2007.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  4. «Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей с нарушением зрения к письму»/ Н.А. Хворова// «Логопед». - 2012. - №4.  

Приложение 1. Презентация «Семейная гостиная».

Автор: Елена Александровна Путякова, учитель-логопед, 1 квалификационная категория, Таймырский МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Дудинка Красноярского края. Стаж работы 19 лет, в должности учителя – логопеда 4 года. Участие во Всероссийском интернет – педсовете, Всероссийском заочном конкурсе «Призвание – воспитатель».

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 08.02.2013 в 11:26

Уважаемая Елена Александровна!Интересная практическая форма взаимодействия с родителями.Хорошая презентация, только на некоторых слайдах не видно текст, где он выделен желтым и белыми цветами.

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна 08.02.2013 в 13:36

Уважаемая Елена Александровна! Несомненным плюсом Вашей семейной гостиной является общение детей и их родителей в разнообразной игровой форме. Как часто Вы проводите подобные мероприятия, все ли родители приходят?

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 09.02.2013 в 02:19

Уважаемая Елена Александровна! "Развитие мелкой моторики" - актуальнейшая тема в логопедии, но и, позвольте сказать грубо, избитая... Каждый учитель-логопед выставляет публикации на данную тему, поэтому хочется видеть что-то новое. В вашей работе - я увидела. Понравилось всё: форма проведения, содержание, интересные игры-соревнования, и то, что мало теории и много практики. Хорошие фотографии, по которым видно, как у Вас было интересно, а это залог того, что родители в следующий раз придут с величайшим удовольствием. Удачи Вам! + 5.

Светлана Евгеньевна Первенецкая

Светлана Евгеньевна Первенецкая 20.02.2013 в 04:22

Уважаемая Елена Александровна! Добротная практическая работа, готовое пособие для "ленивых" - бери и проводи. Замечания по дизайну презентации остаются, но в целом - +5! Удачи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 23.09.2020 в 05:08

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!