Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития экологической культуры. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, природе, ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Известно, что основы взаимодействия с природой, бережное отношение к ней происходит при помощи взрослых (воспитателей, родителей), наглядного положительного примера в их поведении. Требования, предъявляемые ребенку в отношении природы, дома и в детском саду не должны расходиться. В противном случае это может отразиться на психическом здоровье ребенка, вызвать обиду, агрессию, повысить тревожность.
С целью выявления отношения родителей к экологическому образованию детей, реального осуществления его в семье было проведено анкетирование. По результатам анкетирования все родители, чьи дети посещают подготовительную группу, положительно относятся к осуществлению экологического воспитания в ДОУ. У 92% семей имеются комнатные растения, есть домашние животные, у 67% детей дома есть книги, энциклопедии о природе, родители беседуют с детьми о бережном отношений к природе. Таким образом, можно сказать, что искусственно – экологическая среда у детей дома создана, со стороны родителей ведется работа.
Однако систематические наблюдения за поведением детей показывают, что не все дети группы бережно относятся к природе, несмотря на проводимую в ДОУ и в семье работу. Возникает проблема, как организовать работу с детьми по формированию бережного отношения к природе, а затем и осознанному отношению к ней.
Необходимо привлечение родителей для решения данной проблемы. Одна из таких форм – организация совместной деятельности детей и родителей.
Цель работы: способствовать созданию условий для организации совместной деятельности детей и родителей, с целью формирования осознанного отношения дошкольников к природе.
Перспективный план работы с родителями был составлен по следующим направлениям:
Остановлюсь более подробно на проектном методе, как одной из форм организации совместной деятельности детей и родителей. Тематика проектов может быть разнообразна, например, «Любимое время года», «Растительный мир Пермского края», «Домашние животные» и т д. Рассмотрим подробнее работу над совместным проектом детей и родителей «Любимое дерево нашей семьи».
Цель проекта: знакомство с разнообразим деревьев, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира.
Участники: дети, родители, воспитатель.
Предварительная работа с родителями: Консультация «Формы взаимодействия с ребенком в процессе совместной деятельности».
Предварительная работа с детьми:
Этапы работы над проектом:
Участие ребенка в проектной деятельности стало способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, а родителями помогло освоить приемы общения с ребенком, сотрудничать с ним как с равноправным партнером.
Систематические наблюдения за детьми, опросы показали, что у детей, после проводимой работы, стало преобладать эмоционально – положительное отношение к объектам природы, чаще возникает желание заботиться, оберегать и защищать.
Таким образом, организация совместной деятельности детей и родителей позволила вовлечь их в активное эколого – образовательное пространство детского сада, образовалось детско-родительское сообщество.
Список литературы:
Автор: Бобынина Валентина Геннадьевна, воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ Детский сад №8 «Солнышко», г. Оса, Пермский край, 28 лет, победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2012».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Валентина Геннадьевна! А действительно, есть ли у каждой семьи своё любимое дерево? Очень хорошо, что Вы задались таким вопросом и продуманно, ненавязчиво, результативно выяснили это среди своих воспитанников и их родителей. Настоящие мастера своего дела имеют в своей копилке множество идей и планов, и Вы, конечно, в их числе. Успехов Вам в дальнейшей работе!
Уважаемая Валентина Геннадьевна, Ваша статья и деятельность, описанная в данной статье, подтверждают,что наши дети в детском саду учатся не только познавать природу, но и заботится о ней. Это весьма немаловажно в наше время.
Уважаемая Валентина Геннадьевна!Очень нужное направление в работе с родителями вы выбрали для совместной деятельности. Мы,родители, учим своих детей считать, писать, читать, рисовать...И редко задумываемся о том,чтобы научить своего ребенка любить природу и бережно к ней относиться.Успехов в творческой деятельности!
Уважаемая Валентина Геннадьевна! Вы представили в своей публикации работу, целью которой является формирование осознанного отношения дошкольников к природе, правда очень свёрнуто, без конкретных названий мероприятий (хотя они есть в презентации, но сначала они должны быть представлены в конспекте). Потом Вы говорите, что более подробно рассмотрите проект детей и родителей «Любимое дерево нашей семьи», но о самом проекте упоминаете вскользь, не указаны сроки реализации. Поэтому трудно определить результативность… Что-то не хватает до определения вашей работы, как «отличной» или «идеальной». А тема интересная. Желаю удачи!